Нобелевский лауреат из России предложил новый тип сверхпроводника — Naked Science

Нобелевский лауреат из России предложил новый тип сверхпроводника

Сверхпроводящий материал, предложенный Константином Новоселовым и его соавторами, должен состоять из двумерных слоев различных кристаллов: полупроводника и диэлектрика.

2E2B2BAF-C58E-4832-A24A-6008A3A9DADA_mw1024_s_n

Сверхпроводимость обычно происходит в материалах, охлажденных до сверхнизких температур, что делает ее практическое применение затруднительным.

Высокотемпературная сверхпроводимость при температурах выше 100 К была обнаружена в оксидах меди, однако эти субстанции слишком хрупки, а значит непригодны для производства микросхем.

В статье Константина Новоселова, нобелевского лауреата по физике 2010 года, Леонида Бутова и Майкла Фоглера предложена концепция нового искусственного материала, который по прогнозам физиков будет обладать сверхпроводящими свойствами при высоких температурах.

Субстанция, предложенная учеными, должна состоять из двумерных слоев различных кристаллов: полупроводника и диэлектрика. Два одноатомных слоя дисульфида молибдена будут разделены тонким слоем нитрида бора. Вся эта конструкция будет покрыта оболочкой из того же нитрида.

В таком материале электроны и «дырки» будут накапливаться в разделенных слоях полупроводников под воздействием электрического поля. Разделенные нитридом бора частицы при этом перейдут в состояния, известные как «непрямые экситоны».

Из таких экситонов, по расчетам ученых, должен сформироваться газ, который при определенной температуре станет сверхтекучим. Сверхтекучесть непрямых экситонов в материале делает его также сверхпроводимым.

За теоретическим исследованием должна последовать экспериментальная разработка и тестирование таких субстанций. Однако по прогнозам авторов статьи, новые сверхпроводники могут в перспективе стать основой инновационной электроники.