Стимуляция голубого пятна научила мышей «длинной» памяти

Стимуляция голубого пятна научила мышей «длинной» памяти

Американские нейробиологи обнаружили, что стимуляция голубого пятна (LC) мозга с помощью оптогенетики способствует долгосрочному запоминанию информации. Результаты работы представлены в журнале Nature.

a-mouses-memory-is-recorded-by-sensors-connected-to-its-head

Голубое пятно — участок ствола головного мозга с проекциями в верхние слои коры больших полушарий, миндалину, гиппокамп. При активации LC развивается фаза быстрого сна, оно также участвует в формировании физиологической реакции на тревогу. Хотя большинство нейронов LC являются норадренергическими, оно может высвобождать нейромедиатор дофамин (предшественник норадреналина), который, помимо прочего, стимулирует долговременную память через гиппокамп.

В новом исследовании авторы изучили связь LC и гиппокампа — части лимбической системы, отвечающей за консолидацию памяти. Для этого 120 мышей разделили на группы, задачей которых был поиск пищи в песке. В случае экспериментальной группы местоположение пищи ежедневно менялось. Результаты показали, что возможность предварительно обследовать территорию в течение 30 минут повышала шансы животных на выполнение задачи в дальнейшем.

Затем мышам вводился канальный родопсин — модифицированный пигмент, реагирующий на возбуждение светом. Технология позволила ученым избирательно активировать дофаминовые нейроны LC, аксоны которых восходят к гиппокампу. В эксперименте на мышах такая активация обеспечивала долговременное и стабильное усиление синаптических связей между нейронами гиппокампа. Это, в свою очередь, улучшало долговременное запоминание информации.

В ближайшее время авторы намерены проверить, насколько применим такой подход к человеку. Не исключается, что дальнейшие исследования прояснят природу амнезии и помогут в разработке соответствующей терапии.

Современные представления о Вселенной опираются на то, что первое поколение звезд должно резко отличаться от нынешних – быть много массивнее, и содержать мало тяжелых элементов. Именно такие светила должны были наработать вещества тяжелее лития, без которых невозможны ни жизнь, ни твердые планеты. Однако новая работа не нашла никаких признаков таких объектов вплоть до глубокой древности, ставя вопрос о том, как же могли сформироваться современные звезды, типа нашего Солнца.