• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
02.12.2015
Редакция Naked Science
1 859

Стартовала новая попытка пробуриться сквозь кору Земли и добраться до мантии

Даже скважины, которые гордо зовутся сверхглубокими, для толщи Земли не более чем укус комара. Несмотря на все старания, люди ещё ни разу не пробурились даже сквозь кору своей планеты. А ведь она – лишь тонкая оболочка, прикрывающая бездонное море мантии, глубже которой скрывается ядро.

moho
©Wikipedia / Автор: Екатерина Лебедева

Все наши знания о происходящем там получены косвенными методами – например, с помощью анализа распространения сейсмических волн или древнейших пород, за миллиарды лет поднявшихся оттуда на поверхность. Прямое наблюдение недр планеты остаётся непосильной технологической задачей и большой мечтой геологов. Стартовал проект по бурению океанского дна – до самой мантии и дальше.
 
Однако мечта может сбыться довольно скоро: уже в нынешнем декабре из порта в Шри-Ланке в море выходит исследовательское судно JOIDES Resolution, которое отправится в юго-западный район Индийского океана и попытается пробиться сквозь верхние 1,5 км коры на дне. И если первый этап работ увенчается успехом, на следующих этапах донная скважина будет углубляться до самой мантии Земли. 
 
Нижние слои коры, где скорость сейсмических волн меняется довольно резко, называются поверхностью Мохоровичича в честь хорватского сейсмолога. Именно она была целью работ на знаменитой Кольской сверхглубокой скважине, которую тогда, увы, так и не удалось достичь, даже пробурившись более чем на 7 км. На этот раз надежды ученых питает удивительная тонкость земной коры в выбранной для бурения области: по имеющимся данным, она тут не толще 2,5 км – на порядок меньше, чем у континентальных плит. Соответственно, и поверхность Мохоровичича лежит на глубине около 5 км ниже дна. 
 
Надо сказать, что и попытки бурить на море уже предпринимались – и в 1950-х, и в 2010-х – но все они наталкивались на почти непреодолимые препятствия в виде особо твёрдых вулканических пород на дне Тихого и Атлантического океанов. На этот раз организаторы кампании SloMo таких трудностей не ждут: разведка показала, что здесь, в области подводного Западного Индийского хребта, вулканических следов совсем мало. 
 
Ещё больше уверенности у них в успехе первого этапа работ: 1,5-километровой глубины океанские придонные скважины уже достигали. Окончательного вердикта ждать недолго: этот этап должен закончиться уже к 30 января 2016 г. И затем, по результатам, будет принято решение о проведении работ второго этапа, в ходе которого можно будет добраться уже до 3 км вглубь коры, вплоть до Мохоровичича.
 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 16:02
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

Позавчера, 10:11
Любовь

Рыжие кошки давно привлекали внимание генетиков: большинство из них — самцы, среди самок такой окрас встречается значительно реже. Точку в этом вопросе поставили исследователи из Японии, обнаружив мутацию, отвечающую за рыжий окрас у домашних кошек.

Вчера, 20:14
Редакция Naked Science

Крис Фалкенберг (Chris Falkenberg) — концепт-дизайнер и цифровой иллюстратор из США, чьи работы создают эффект погружения в далёкие миры, высокотехнологичные цивилизации и воображаемые космические сценарии. Его художественный стиль сочетает точность технического рендеринга с кинематографичной атмосферой.

Вчера, 16:02
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

14 мая
Андрей

Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.

Позавчера, 10:11
Любовь

Рыжие кошки давно привлекали внимание генетиков: большинство из них — самцы, среди самок такой окрас встречается значительно реже. Точку в этом вопросе поставили исследователи из Японии, обнаружив мутацию, отвечающую за рыжий окрас у домашних кошек.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно