Специалисты назвали причину образования необычных воронок на Ямале — Naked Science

Специалисты назвали причину образования необычных воронок на Ямале

Исследователи связали появление странных воронок на Ямале со взрывами природного газа, которым предшествовало появление увеличивающихся бугров. Окончательные выводы, впрочем, делать пока рано.

561271423a2a0_47279

Летом 2014 года весь мир облетели фотографии необычных воронок, образовавшихся на Ямале. Не в последнюю очередь объекты привлекли внимание за счет своих внушительных размеров. В числе прочих была воронка, диаметр которой составил 60 м по внешнему краю. Один из последних случаев произошел в конце июня 2017 недалеко от села Сеяха. Появившаяся воронка имела глубину, сравнимую с высотой девятиэтажного дома.

Еще в 2014 году, почти сразу после обнаружения, ученые озвучили возможные версии происхождения загадочных объектов. Исследователи быстро пришли к выводу, что воронки имеют нерукотворное происхождение, а их появление может быть связано с природным газом. Частично эту версию подтвердили еще несколько лет назад, когда специалисты спустились в одну из образовавшихся воронок.

Ученые между тем не получили детального представления о механизме появления объектов. Заполнить пробелы в знаниях попытались отечественные исследователи, представляющие МГУ имени М. В. Ломоносова, инженерно-технологический центр «Сканэкс», Институт криосферы Земли Тюменского научного центра СО РАН и Институт криологии и криософии Тюменского государственного университета. Поддержку специалистам оказал Российский научный фонд (РНФ). Результаты работы опубликованы в издании Remote Sensing.

Ямальская воронка / ©НП Российский Центр освоения Арктики/Владимир Пушкарев

Используя космические снимки сверхвысокого разрешения, исследователи создали подробные модели рельефа ключевых участков до и после образования странных воронок. Это позволило заметить, что перед их появлением сформировались бугры, высота которых достигала пяти метров. По мнению специалистов, это могло произойти в результате накопления природного газа под слоем вечной мерзлоты. При увеличении давлении газа происходил взрыв и образовывалась воронка.

Ямальские воронки / ©mdpi

Ямальские воронки. Схема образования / ©mdpi

Ямальские воронки. Фото со спутника / ©mdpi

Полуостров Ямал расположен в северной части Западной Сибири. Он входит в состав Ямало-Ненецкого автономного округа РФ. Полуостров имеет длину 700 км, а его ширина достигает 240 км. Ямал до сих пор освоен людьми относительно слабо.

В дальнейшем ученые надеются провести анализ природных обстановок, где, согласно расчетам, возможно появление новых «газовых» воронок. За счет этого можно будет не только подробно выяснить механизмы образования воронок, но и предупредить возможные жертвы.