12.02.2016
Редакция Naked Science

Сокращение бюджета NASA ставит под угрозу пилотируемый полет на Марс

На днях администрация президента США обнародовала планы по сокращению бюджета NASA в 2017 году. На первый взгляд, уменьшение финансирования агентства на 260 млн долларов на фоне 19-миллиардного бюджета выглядит не особенно значительным. Однако в NASA опасаются, что «под нож» идут слишком важные проекты и планы.

bolden

Особенно волнует администрацию NASA сокращение финансирования работ по созданию нового поколения космических кораблей и ракет по программе Orion, которым прочили роль ключевого элемента в пилотируемых полетах далеко за пределы околоземной орбиты, в том числе на Луну и Марс. Однако летные испытания корабля Orion в беспилотном варианте по-прежнему запланированы на 2018 г., а в пилотируемом – на 2023-й.

«Позиции NASA сильны как никогда, – заявил по этому поводу глава NASA Чарльз Болден, выступая в Научно-исследовательском центре Лэнгли. – Предложенный бюджет лишь вдохновит наших сотрудников на новые работы для улучшения жизни и подготовки к отправке американских астронавтов на Марс в 2030-х».

Несмотря на довольно бравурный тон главы NASA, в кулуарах мнения высказываются не столь оптимистичные. «Эта администрация (президента Барака Обамы – NS) не может усиленно продвигать планы по отправке астронавтов на Марс, одновременно урезая программы, которые позволят нам туда попасть», – заявила конгрессмен Ламар Смит (Lamar Smith), возглавляющая Комитет по науке, космонавтике и технологиям.

Интересно, что на этом фоне часть дополнительных средств будет выделена на проекты, связанные с «космическим транспортом» – точнее говоря, на поддержку частных коммерческих проектов по запуску людей и грузов в космос. На тот же 2017-й запланированы два полета кораблей SpaceX и Boeing, а следом должны состояться и пилотируемые запуски.

Без изменений остаются планы по отправке в начале 2020-х миссии к астероиду, по новым полетам секретного многоразового беспилотника Boeing X-37B и по проектированию обитаемой станции, которая может быть размещена между орбитами Земли и Луны. В NASA заявляют о продлении финансирования работы МКС как минимум до 2024 г., а также о подготовке нового исследовательского зонда, который должен отправиться к Юпитеру в 2020-х.