Сокращение бюджета NASA ставит под угрозу пилотируемый полет на Марс

Сокращение бюджета NASA ставит под угрозу пилотируемый полет на Марс

На днях администрация президента США обнародовала планы по сокращению бюджета NASA в 2017 году. На первый взгляд, уменьшение финансирования агентства на 260 млн долларов на фоне 19-миллиардного бюджета выглядит не особенно значительным. Однако в NASA опасаются, что «под нож» идут слишком важные проекты и планы.

bolden

Особенно волнует администрацию NASA сокращение финансирования работ по созданию нового поколения космических кораблей и ракет по программе Orion, которым прочили роль ключевого элемента в пилотируемых полетах далеко за пределы околоземной орбиты, в том числе на Луну и Марс. Однако летные испытания корабля Orion в беспилотном варианте по-прежнему запланированы на 2018 г., а в пилотируемом – на 2023-й.

«Позиции NASA сильны как никогда, – заявил по этому поводу глава NASA Чарльз Болден, выступая в Научно-исследовательском центре Лэнгли. – Предложенный бюджет лишь вдохновит наших сотрудников на новые работы для улучшения жизни и подготовки к отправке американских астронавтов на Марс в 2030-х».

Несмотря на довольно бравурный тон главы NASA, в кулуарах мнения высказываются не столь оптимистичные. «Эта администрация (президента Барака Обамы – NS) не может усиленно продвигать планы по отправке астронавтов на Марс, одновременно урезая программы, которые позволят нам туда попасть», – заявила конгрессмен Ламар Смит (Lamar Smith), возглавляющая Комитет по науке, космонавтике и технологиям.

Интересно, что на этом фоне часть дополнительных средств будет выделена на проекты, связанные с «космическим транспортом» – точнее говоря, на поддержку частных коммерческих проектов по запуску людей и грузов в космос. На тот же 2017-й запланированы два полета кораблей SpaceX и Boeing, а следом должны состояться и пилотируемые запуски.

Без изменений остаются планы по отправке в начале 2020-х миссии к астероиду, по новым полетам секретного многоразового беспилотника Boeing X-37B и по проектированию обитаемой станции, которая может быть размещена между орбитами Земли и Луны. В NASA заявляют о продлении финансирования работы МКС как минимум до 2024 г., а также о подготовке нового исследовательского зонда, который должен отправиться к Юпитеру в 2020-х.