17.05.2017
Редакция Naked Science

Социальные связи обеспечивают приматам долгую жизнь

Наличие родственников увеличивает шансы макак-резусов на выживание, но только в молодости.

rhesus-macaque

Развитые социальные связи продлевают жизнь. В 2010 году это подтвердил метаанализ на основе 148 исследований, в которых приняли участие 309 тысяч человек. Регулярное общение с близкими увеличивало вероятность выживания вне зависимости от пола, возраста и состояния здоровья. Такая зависимость существует не только у людей, но и у многих животных. Положительное влияние социальных связей на продолжительность жизни можно считать доказанным. Теперь задача ученых — выявить точные механизмы и закономерности этого влияния.

Биологи из Эксетерского университета исследовали связь социальных отношений и продолжительности жизни у макак-резусов (Macaca mulatta). Резусы — одни из самых распространенных приматов в мире. Они образуют группы от 20 до 200 особей. В группах есть два типа социальной иерархии: для самок и для самцов. У самок действует матрилинейная иерархия: статус обезьяны определяется статусом ее матери.

Ученые исследовали 910 самок резусов, живущих в 14 различных социальных группах. Наблюдения длились больше двадцати лет, с 1992 по 2013 год. Обезьяны обитали на небольшом острове, где достаточно источников пищи и нет хищников, поэтому основными причинами смерти были болезни и ранения. Показателем социальной интеграции самок резусов стало количество взрослых родственниц, а также характер социальных взаимодействий (например, общение с помощью вокализаций).

Обнаружилось, что в случае молодых и взрослых самок резусов (от шести до семнадцати лет) наличие родственниц действительно снижает вероятность гибели. Обезьяна, у которой много родственниц, рискует в среднем на 25% меньше, чем та, у которой нет ни одной взрослой родственницы. Интересно, что этот эффект сохраняется только до наступления пожилого возраста. У самок резусов старше 18 лет количество связей не влияло на продолжительность жизни.

Зависимость продолжительности жизни самок резусов от количества родственниц, Proceedings of the Royal Society B

Одна из авторов исследования, доктор Лорен Брент (Lauren Brent), поясняет: «Самки старшего возраста по-прежнему включены в общество, но, вероятно, имеют больше возможностей выбирать формы вовлеченности. Опыт и социальные навыки, которые обезьяны приобретают с возрастом, могут означать, что [в пожилом возрасте] им больше не нужно полагаться на помощь, чтобы выжить».

По словам ученых, эффект влияния социальных связей на выживание может быть одной из причин появления сложных социальных структур у животных.