Сладкий картофель стал причиной исчезновения целой цивилизации

Вырубка пальмовых деревьев и увеличение посевов батата в средние века привели к коллапсу экосистемы острова Пасхи и к резкому сокращению численности его населения.

17 дек 2014 Анна Тлустохович Комментариев: 0
В ходе исследования, представленного в журнале Journal of Archaeological Science, ученые выяснили причину исчезновения рапануйцев с острова Пасхи. Стало известно, что  сокращение количества пальмовых деревьев Paschalacocos disperta и увеличение  посевов батата (сладкий картофель) привело к уменьшению урожая и, как следствие, голоду на острове. Из-за этого к началу 18 века численность рапануйцев острова Пасхи состовляла всего 2 тысячи человек.

Исследователи провели анализ зубного камня представителей местного населения острова Пасхи – рапануйцев,  которые жили в 14-19 веках. В результате ученые обнаружили характерные для пальм зерна кремнезина – деревьев, исчезнувших с 16 века – и крахмал. Это указывает, что рапануйцы использовали в пищу много сладкого картофеля, в котором присутствовали попавшие из почвы микроскопические фитолиты пальм. На расчищенных под посевы землях вместо пальм появились сорные травы, а эрозия почвы и стала причиной сокращения урожая.

До выяснения причин вырубки пальмовых лесов ученые долгое время предполагали, что местные жители использовали срубленные деревья для строительства и отопления. Однако анализ зубного налета показал, что истинная причина была в сладком картофеле.