16.02.2016
Редакция Naked Science

Археологи раскрыли одну из тайн исчезновения цивилизации острова Пасхи

Ученые раскрыли тайну исчезновения цивилизации на острове Пасхи. Ранее другие исследователи рассказали про Древний Египет.

Уникальная рапануйская цивилизация привлекает внимание исследователей очень давно. Ее представители, как известно, оставили после себя уникальные каменные изваяния, говорящие о высоком уровне развития цивилизации. Они были изготовлены между 1250 и 1500 годами. На сегодня известно 887 таких статуй. Между тем мы до сих пор почти ничего не знаем о самих жителях острова Пасхи. Когда европейцы в XVIII веке открыли его, они обнаружили только отсталую культуру «птицечеловеков», которые при всем желании не смогли бы создать ничего похожего на эти изваяния. Окончательную гибель остатков цивилизации связывают с серединой XIX века: тогда остров де-факто был оккупирован работорговцами.

Но какова же главная причина гибели высокоразвитой цивилизации? Когда европейцы прибыли на остров, они нашли безлесную местность. Одна из гипотез гласит, что жители исчерпали ресурсы, а затем начали друг с другом воевать за немногочисленные оставшиеся. Именно так якобы и погибла культура. В опубликованной в журнале Antiquity статье археологи провели детальный анализ наконечников обсидиановых копий, найденных в большом количестве почти во всех частях острова Пасхи. По мнению экспертов, они совсем не предназначены для войны.

«Практически любую вещь можно использовать как копье, и почти любой предмет может стать орудием убийства. Но когда вы ведете войну, то ваше оружие должно соответствовать неким критериям. Настоящее оружие всегда приспособлено для решения одной задачи – убийства противника. Копьями «мата’а» c острова Пасхи можно легко поранить человека, но не убить его», – говорит британец Карл Липо (Carl Lipo), один из авторов исследования. Если говорить о «боевых характеристиках» таких копий, то они, по словам ученых, даже хуже, чем у примитивных каменных инструментов. Так что с помощью «мата’а» жители острова, вероятно, возделывали землю, обрабатывали пищу и наносили на тело татуировки.

По мнению ученых, нет никаких свидетельств масштабных и продолжительных военных конфликтов на острове Пасхи. Так что закат цивилизации связан, вероятно, с исчерпанием ресурсов и изменением хозяйственного уклада местных жителей. Гипотетически цивилизация была способна «возродиться», но этому могло помешать прибытие европейцев.

Ранее, напомним, другие исследователи раскрыли некоторые детали создания посмертных портретов египетских мумий. Своему появлению они обязаны римскому и греческому влиянию на древнеегипетские традиции: во время создания портретов уже существовал так называемый Римский Египет, бывший провинцией Римской империи.