Редчайшие рыбки, обитающие в пустыне, появились всего пару сотен лет назад — Naked Science

Редчайшие рыбки, обитающие в пустыне, появились всего пару сотен лет назад

Дьявольский карпозубик (Cyprinodon diabolis) – крохотная рыбка, занесенная в Книгу рекордов Гиннесса, как наиболее угрожаемый вид рыб. Насколько известно, обитает он лишь в одном небольшом пещерном озере посреди знаменитой Долины Смерти в Калифорнии. Температура воды в этом озере достигает 38° С. Местные жители используют эту воду для своих нужд, постоянно снижая ее уровень, так что в худшие годы численность уникального вида может уменьшаться до нескольких десятков особей.

Прежде этот вид считался одним из «живых ископаемых», оказавшихся в своем изолированном местообитании после отступления последнего ледникового максимума. Однако его геном дает совершенно иную картину. Судя по всему, карпозубики – совсем молодой вид, отделившийся от предшественников, населяющих местные подземные ручьи, чуть более 250 лет назад, когда европейцы уже вовсю осваивали американский континент.

Биологи из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл провели генетический анализ дьявольского карпозубика и родственных видов, обитающих в подземных водных источниках. Им удалось доказать не только поразительную эволюционную молодость редчайших рыб, но и сохраняющийся до сих пор генетический обмен между ними, несмотря на жаркую пустыню, разделяющую их ареалы.

Установив геномы карпозубиков, населяющих водоемы калифорнийской пустыни, ученые выяснили, что они, действительно, разошлись от общего предка около 10 тыс. лет назад. Однако на этом фоне дьявольские карпозубики резко выделяются: возраст этого вида оценивается всего в 255 лет. Удивительно, но этого времени оказалось достаточно для формирования полноценного отдельного вида.

По представлениям современной генетики, эта крошечная популяция, численность которой регулярно сокращается до нескольких десятков, просто неспособна выжить на протяжении длительного времени. Против нее работают и постоянное близкородственное скрещивание, и миллион случайностей, грозящих разом стереть данный вид с лица Земли. Это, по мнению ученых, надежно подтверждает сохраняющуюся связь дьявольских карпозубиков с живущими неподалеку родственниками.

Озеро Дыра дьявола, в честь которого эти карпозубики получили свое название, имеет размеры всего 22 х 3,5 м. Его воды горячи, бедны кислородом, здесь всегда темно, но, скорее всего, где-то на глубине озеро соединяется с более обширной водной пещерой, пока что неизвестной ученым. Это и может обеспечивать карпозубиков связью с родственниками, обитающими неподалеку.