Закрыть10

Раскрыто происхождение голубых камней Стоунхенджа

Точно идентифицировано место происхождения строительного материала для неолитического памятника.

20 фев Руслан Зораб Комментариев: 0
6 882
Выбор редакции

Исследователи из Университетского колледжа Лондона определили, что внутренние камни Стоунхенджа происходят из рудников, которые находятся на расстоянии 230 километров от Эймсбери. Работа опубликована в журнале Antiquity.

Споры о происхождении голубых камней (чужеродных по отношению к территории монумента) Стоунхенджа ведутся уже столетие. Сейчас геологи из Университетского колледжа Лондона выявили взаимосвязь между двухтонными глыбами и рудниками, находящимися у холмов Пресели (Preseli Hills) в Западном Уэльсе.

Ученые давно знали, что голубые камни прибыли из Уэльса, но сейчас они сравнили их строение с обнаженными породами Крейг Рос-и-фелин (Craig Rhos-y-felin) и Карн Годог (Carn Goedog). По словам авторов, полное совпадение не оставляет сомнений в истоках происхождения камней. Сейчас ученым куда интереснее вопрос транспортировки ископаемых.

Археологи выдвигают несколько теорий. Одна из них заключается в том, что древние люди могли погрузить голубые камни на деревянные сани, чтобы таким образом облегчить перемещение. В пользу этой теории свидетельствуют рукотворные каменные платформы, найденные рядом с рудниками. Ранее предполагали, что плиты могли транспортировать по воде, но сейчас такая гипотеза кажется маловероятной, потому что наземный маршрут более прямой и короткий. Тем не мене авторы исследования сходятся в том, что передвижением камней, скорее всего, занимались люди, а не природа. Камни имели форму вертикальных столбов и их могли отделить от остальной породы, расширяя зазоры на стыках между ними.

Карн Годог / ©Antiquity

О научных планах рассказал сотрудник Университетского колледжа Лондона Майк Паркер Пирсон (Mike Parker Pearson):

«Что действительно интересно в открытии, так это то, что мы еще на шаг приблизились к раскрытию тайны Стоунхенджа. Любой другой неолитический памятник Европы был построен из мегалитов, которые переместили не более чем на 16 километров. Сейчас мы пытаемся понять, что же такого важного было в холмах Пресели пять тысяч лет назад».

Авторы предполагают, что месторождения камней могли иметь некое ритуальное значение. Раскрытием этой тайны они намерены заняться в дальнейшем.

В прошлом году журналист, археолог и популяризатор археологии Майк Питтс (Mike Pitts), участник нескольких раскопок Стоунхенджа, заявил: часть мегалитов могла находиться на месте будущего комплекса задолго до начала строительства.

6 882