Люди при опросах ведут себя как квантовые частицы — Naked Science

Люди при опросах ведут себя как квантовые частицы

Исследуя результаты масштабных опросов в течение одного десятилетия, физики обнаружили странные структуры, которые можно объяснить лишь с помощью квантовой механики.

IMG_2700

Физики обычно используют квантовую теорию для объяснения поведения субатомных частиц. Как оказалось, люди зачастую ведут себя согласно тем же законам, что и фотоны или электроны – например, во время опросов.

Ученым удалось обнаружить одни и те же структуры при исследовании результатов 70 масштабных опросов в США, проводимых институтом Гэллапа и центром Pew Research с 2001 по 2011 годы, а также в процессе двух лабораторных экспериментов. В большинстве национальных опросов участвовало более 1000 американцев.

Человеческое поведение очень сильно зависит от особенностей конкретной ситуации, примерно так же, как и элементарные частицы, рассматриваемые физиками. Используя законы квантовой теории, нам удалось обнаружить повторяющиеся структуры в человеческом поведении, причем с необычной степенью точности для социальных наук.

– Чжен Ван, университет штата Огайо

Ученые исследовали явление, которое давно интересовало социологов, занимающихся данными опросами: влияние расположения вопросов в опроснике на ответы участников.

Социологи давно заметили, что если изменить порядок задаваемых вопросов, то ответы опрашиваемых могут измениться. Поэтому организации вроде института Гэллапа составляют обычно несколько вариантов одних и тех же опросников, в которых вопросы располагаются в различном порядке.

Так, например, в одном из опросов Гэллапа, помимо других вещей, спрашивалось по отдельности, заслуживают ли доверия Билл Клинтон и Альберт Гор. Если вначале задавался вопрос про Клинтона, 49% опрашиваемых отвечали, что президент и вице-президент заслуживают доверия. Если же сперва встречался вопрос про Гора, количество доверяющих Клинтону и Гору возрастало до 56%.

С помощью квантовой теории удалось предсказать, что количество людей, поменявших свое мнение с «да-да» на «нет-нет» должно быть компенсировано числом опрашиваемых, изменивших мнение в обратном направлении.

На самом деле, люди, ответившие «нет-нет» – Клинтон, как и Гор не заслуживают доверия, – составляли 28% всех опрошенных, когда сперва задавался вопрос про Клинтона, и только 21%, когда вначале спрашивали их мнение о Горе.

Такое семипроцентное снижение полностью компенсируются семипроцентным повышением количества ответов «да-да» при смене порядка задаваемых вопросов.

Этот феномен исследователи назвали «квантовым равенством вопросов». Он был обнаружен в результатах каждого из исследуемых опросов.