Привлекательные самки мотыльков помогают непривлекательным найти самца — Naked Science

Привлекательные самки мотыльков помогают непривлекательным найти самца

Непривлекательные самки мотыльков повышают свои шансы на спаривание, «тусуясь» вместе с привлекательными.

noctuidae_-_helicoverpa_armigera

Как и люди, насекомые могут быть более или менее интересными для сексуальных партнеров. Однако если мы ориентируемся на внешний вид, характер и массу других свойств, то насекомые довольствуются одним запахом. Феромоны одних самок, действительно, привлекают самцов сильнее, чем у других, однако и «некрасивые» насекомые находят способы привлечь партнера для размножения. Об одном из таких способов – вполне «человеческом» – рассказала исследовательница из Амстердамского университета Астрид Грут (Astrid Groot), выступившая на XIV конгрессе Европейского общества эволюционной биологии.

Грут изучала мотыльков Helicoverpa armigeraхлопковых совок, широко распространенных вредителей растений. Воздействие на них феромонов не только хорошо известно, но и активно используется для привлечения насекомых в ловушки и борьбы с ними. Во время полевых исследований Грут заметила, что некоторые самки совок практически не привлекают самцов, но если это так, то каким образом им удается размножаться? Заинтересовавшись этим вопросом, Грут перенесла эксперименты в лабораторию. Выращивая мотыльков, поколение за поколением ученые фиксировали, насколько быстро на запах самки слетаются самцы, – и отдельно разводили линию самых привлекательных самок, отдельно – непривлекательных.

Наконец, тех и других группировали попарно в различных комбинациях, после чего запускали к ним самцов, чтобы проследить, как будет происходить выбор партнера. Как и можно было ожидать, пары привлекательных самок быстро спаривались, а пары непривлекательных – не спаривались, не интересуя самцов. Но в парах с одной привлекательной и одной непривлекательной самкой последние получали вполне заметные шансы на размножение: спаривание происходило в 17 процентах встреч с самцом.

Легко заметить, что такой тандем, видимо, приносит выгоду и для привлекательных самок. Действительно, в этой паре их шансы размножиться оказываются на 17 процентов ниже, однако в присутствии другой привлекательной самки эти шансы будут составлять лишь 50 процентов. Иногда лучше тусоваться с некрасивыми.

На юге Аляски нашли собачью кость возрастом более 10 тысяч лет — возможное свидетельство движения первых поселенцев на юг вдоль берега Тихого океана.