Предложена новая теория происхождения Солнечной системы — Naked Science
25.12.2017
Редакция Naked Science

Предложена новая теория происхождения Солнечной системы

Исследователи из Чикагского университета и Университета Клемсона сформулировали теорию происхождения Солнечной системы из отнесенного космическим ветром вещества, сброшенного звездой-гигантом.

171223134850_1_900x600

Согласно общепринятой на сегодняшний день теории происхождения Солнечной системы, Солнце и окружающий его диск материи, из которого сформировались планеты, их спутники и астероиды, возникли из вещества, выброшенного взрывом сверхновой. Новый сценарий, описанный в статье исследователей из Чикагского университета и Университета Клемсона, предполагает, что материя, из которой сформировались Солнце и окружающие его небесные тела, была выброшена звездой Вольфа — Райе. Звезды Вольфа — Райе — класс очень больших, ярких и горячих звезд.

По расчетам авторов теории, диаметр звезды, породившей Солнечную систему, превышал диаметр Солнца в 40–50 раз. Ядерный синтез в ее недрах породил все тяжелые элементы, которые встречаются в Солнечной системе. По мере выгорания термоядерного топлива звезда сбрасывала верхние слои; их вещество растекалось равномено во все стороны от звезды и в результате сформировало вокруг нее полую сферу — эмиссионную туманность Вольфа — Райе. Поверхность таких сфер часто становится регионом активного звездообразования из-за высокой плотности  вещества.

Авторы исследования рассчитали, что от 1% до 16% всех солнцеподобных звезд формируются на поверхности таких сферических образований.

Этот сценарий, в отличие от гипотезы о происхождении Солнечной системы из газа и пыли, выброшенных взрывом сверхновой, объясняет диспропорцию элементного состава вещества в молодой Солнечной системе и остальной Галактике. Метеориты, сформировавшиеся в первые несколько тысяч миллионов лет существования Солнечной системы, содержат необычно много изотопа алюминия-26 и необычно мало изотопа железа-60. Взрывы сверхновых дают оба эти изотопа, а в сброшенных оболочках умирающих звезд Вольфа — Райе содержится много алюминия-26 и почти нет железа-60.

По мнению авторов работы, события развивались так: под действием собственной гравитации часть туманности коллапсировала и образовала диск, плотность вещества в центре которого была такой большой, что запустила термоядерную реакцию превращения водорода в гелий — так зажглось Солнце. Звезда Вольфа — Райе окончательно исчерпала запас топлива и прекратила существовать — взорвалась сверхновой либо сразу превратилась в черную дыру. Последний сценарий не предполагает высвобождения железа-60; если же имела место сверхновая, изотоп железа-60 образовался в значительных количествах; в этом случае его низкий процент в веществе молодой Солнечной системы объясняется тем, что распределение изотопа было неравномерным, или же он не проник во внутренние слои туманности.

Группа ученых Центра прикладного анализа больших данных и лаборатории сравнительных исследований качества жизни Томского государственного университета исследовала «цифровые следы» жителей 83 регионов РФ для определения уровня субъективной удовлетворенности качеством жизни. Данные показали, что качество жизни высоко оценивают жители Чукотского автономного округа, ряда национальных республик на Северном Кавказе, Республики Алтай, Псковской и Рязанской областей, Камчатского и Пермского краев, а также Санкт-Петербурга.