Предложен тест крови для определения недосыпания у водителей

Предложен тест крови для определения недосыпания у водителей

Британским медикам удалось идентифицировать в крови биомаркеры, позволяющие заметить недосыпание и предупредить связанные с ним риски.

avariya-bokov

Статистика постоянно указывает на опасность переутомления и недосыпания для водителей и вообще людей, управляющих транспортом и его движением, — пилотов, машинистов, диспетчеров. По данным AAA Foundation for Traffic Safety, нехватка всего пары часов сна увеличивает риск аварии почти вдвое. И если полицейские в обозримом будущем вряд ли будут проверять водителей «на высыпание», то транспортные компании и авиаперевозчики вполне могут дополнить регулярные пробы своих сотрудников на наркотики анализом состояния их сна.

Такую возможность открывает новая работа профессора Университета Суррея Саймона Арчера (Simon Archer). В статье, опубликованной в журнале Sleep, Арчер и его коллеги рассказывают о выделении из крови биомаркеров, указывающих на острое недосыпание.

Для участия в экспериментах были отобраны 36 здоровых добровольцев, у которых забирали образцы крови после бессонной ночи либо недели хронического недосыпания (менее шести часов сна). Из крови выделяли матричную РНК (мРНК) — сравнительно короткие фрагменты, синтезированные с активных генов для производства белков, — чтобы среди них выделить характерные биомаркеры, способные указать на нехватку сна.

Поиск подходящих маркеров среди всего многообразия мРНК был бы занятием долгим и кропотливым, однако эту задачу ученые поручили специально созданной компьютерной программе, использующей сложные статистические методы и искусственный интеллект. Это позволило идентифицировать в общей сложности 68 генов, по состоянию которых можно с высокой уверенностью (92 процента) говорить об острой нехватке сна.

С другой стороны, точность предсказания хронического недосыпания оказалась намного ниже — всего 57 процентов. По словам авторов, это состояние также можно было определить, но для этого требуется заранее иметь образец крови того же человека после достаточного количества сна, что на практике вряд ли возможно.

Плюрипотентные стволовые клетки позволили понять, как синхронизируются и координируются различные гены на ранних этапах эмбрионального развития.