Пепел камчатских вулканов смог добраться до Шпицбергена — Naked Science

Пепел камчатских вулканов смог добраться до Шпицбергена

Анализ состава вещества показал, что вулканический пепел может преодолеть более 5000 километров.

vulkan0

Извержения вулканов заметно отражаются на окружающей территории. Вулкан может выбрасывать на поверхность пепел и раскаленные обломки породы десятилетиями. Например, последнее извержение вулкана Килауэа на Гавайях началось в 1983 году и продолжается до сих пор.

Новое исследование, проведенное учеными из Кембриджа и Бергенского университета в Норвегии, показало: последствия извержений могут затрагивать не только ближайшие регионы, но и отдаленные территории. Ученые анализировали криптотефру — неразличимые невооруженным глазом частицы вулканического пепла, найденные на дне озера Хейерен (Hajeren), расположенного на острове Западный Шпицберген. Согласно первым предположениям, источник пепла мог находиться на территории Исландии, где насчитывается 30 активных вулканических систем. Однако анализ вещества показал, что этот пепел выбросил вулкан Ксудач на юге Камчатки. От Шпицбергена его отделяют около 5000 км.

Пепел изучили с помощью рентгеноспектрального микроанализа. Для этого образец облучают в вакуумной камере направленным пучком электронов высокой энергии. Метод позволяет исследовать микрообъемы вещества.

Диоксид кремния и оксид калия в составе пепла, розовым обозначен пепел вулкана Ксудач, синим — пепел со Шпицбергена, Quaternary Science Reviews

Исследователи предположили, что пепел был выброшен в результате достаточно мощного извержения — не менее 5 по шкале вулканической эксплозивности. Затем они сравнили состав найденной криптотефры с пеплом, выброшенным при таких извержениях пяти вулканов: Гекла на юге Исландии, Мазама и Ньюберри в Орегоне (США), Кикаи на острове Кюсю (Япония) и Ксудач. Последний вариант оказался наиболее схож с криптотефрой, найденной на Шпицбергене.

Дальнейшие исследования остатков древних извержений могут рассказать о важнейших геологических процессах Земли.