28.10.2016
Редакция Naked Science

Палеонтологи впервые нашли мозг динозавра

В обнаруженной в Великобритании древней окаменелости идентифицированы минерализированные оболочки, сосуды и ткани мозга. Уникальные обстоятельства позволили им сохраниться более 130 млн лет.

dinobrain_2
©Wikipedia / Автор: Milonia Larcius

Еще в 2004 г. во время очередных поисков древних останков на юго-восточном побережье Англии Джейми Хикокс (Jamie Hiscocks) обнаружил бурую окаменелость очень необычной, словно сглаженной формы. Теперь стало ясно, что некогда этот камень был частью головы динозавра, о чем на встрече Общества палеонтологии позвоночных рассказали ученые из команды кембриджского профессора Дэвида Нормана (David Norman). Сообщение об открытии опубликовано в специальном сообщении Лондонского геологического общества, посвященном памяти профессора Мартина Брейзера (Martin Brasier), который также вел исследования этого образца, но скончался в 2014 г.

Ученые выяснили, что образец является окаменевшим эндокраном – рельефной внутренней стороной черепа, на которой у млекопитающих, например, отлично отпечатывается волнистый узор извилин. У динозавров всего этого не было, однако эндокран сохранил отпечатки мягких мозговых оболочек, отдельные капилляры и даже фрагменты окаменевших тканей коры самого мозга, которые удалось увидеть с помощью сканирующего электронного микроскопа. Эти структуры напоминают мозги современных потомков динозавров – птиц и крокодилов.

Предполагается, что мозг принадлежал крупному травоядному ящеру, родственнику широко известных игуанодонов, жившему около 133 млн лет назад. По словам авторов, редчайшему образцу помог сохраниться случай: мозг был практически «замаринован» сразу после гибели динозавра, оказавшись в выраженно кислотной среде практически без доступа кислорода – возможно, в болотной воде. Это позволило мягким тканям минерализироваться до того, как наступит гниение.

©Cambridge University

Мозг обыкновенной рептилии напоминает крошечную сардельку, окруженную плотной сетью кровеносных сосудов и заполненных кровью полостей – синусов. При этом сам мозг занимает менее половины объема черепной коробки (в отличие от нашего, который, как известно, с трудом в ней помещается). Однако находка выглядит иначе – так, будто мозг динозавра достаточно плотно наполнял череп. Что именно из этого следует и были ли динозавры намного «мозговитее», чем принято о них думать, пока неизвестно.