10.05.2017
Редакция Naked Science

Палеонтологи описали динозавров, которые несли гигантские яйца

Окаменелости самых крупных яиц динозавров связали с птицеподобными овирапторами, которые могли не только нести их, но и высиживать.

dinosaur-c67f4698-34db-11e7-b4ee-434b6d506b37_uhrt3fq_t1170
©Wikipedia / Автор: Euclio Drusus

Уникальная кладка окаменелых яиц динозавров была обнаружена в китайской провинции Хайнань еще в начале 1990-х. Вытянутые и крупные, эти яйца – лишь небольшая часть того, что добывали местные крестьяне в то время для выгодной перепродажи в более богатые страны. Среди них было и рекордно большое яйцо «Малышка Луи» (Baby Louie), найденное в 1993 г. и вскоре оказавшееся в Детском музее Индианаполиса. Уже тогда палеонтолог из канадского Университета Калгари Дарла Зеленицки (Darla Zelenitsky) начала его изучение.

Находка оказалась действительно редкой: мало того, что яйца динозавров (если не считать многочисленных обломках скорлупы) вообще сохранились хуже самих животных, в этом еще и обнаружился окаменелый скелет эмбриона. Датировать его удалось 90 млн лет назад, а по особенностям скелета и скорлупы зародыш был определен как представитель овирапторов. Эти крупные, внешне похожие на нелетающих птиц динозавры населяли север Китая и Монголию в меловом периоде, и не просто откладывали, но и высиживали яйца как какие-нибудь курицы.

Помимо «Малышки Луи» кладка содержала еще несколько вытянутых яиц, достигавших в длину 45 см – судя по всему, часть яйцеклада, состоявшего из пары десятков яиц, выложенных большим кругом для высиживания. Однако долгое время на этом исследования и замерли: идентифицировать видовую принадлежность яиц и эмбриона не представлялось возможным. Более того, возникали сомнения в том, что овирапторы в принципе способны отложить столь крупные яйца.

Серьезный прорыв случился лишь в 2007 г., когда на севере Китая были обнаружены останки взрослого овираптора – первого, размеры которого позволяли нести и высаживать яйца такого размера. Ну а в новой статье, опубликованной журналом Nature Communications, Дарла Зеленицки и ее соавторы впервые определили «Малышку Луи» как останки представителя прежде неизвестного рода овирапторов – Beibeilong sinensis, размеры тела которого могли достигать 8 м, а вес – 3 т, в половину тираннозавра.

«Малышка Луи» / ©Darla Zelenitsky/University of Calgary

Судя по бесчисленным останкам яиц, сохранившихся в Китае и Северной Америке, такие овирапторы – с похожим на клюв наростом на голове, покрытые перьями – некогда были весьма распространены. С другой стороны, скелетов их известно совсем мало, по словам Зеленицки, всего три штуки, и палеонтологам еще предстоит объяснить это несовпадение. Стоит добавить, что в настоящее время незаконно вывезенные за пределы Китая окаменелости «Малышки Луи» уже возвращены в страну – недаром в новой работе активное участие приняли Цзюньчан Лю (Junchang Lü) и его коллеги из пекинского Института геологии.