Онкологи описали профиль метилирования при глиобластоме — Naked Science

Онкологи описали профиль метилирования при глиобластоме

Американские ученые описали профиль метилирования ДНК при мультиформной глиобластоме на основании двух модификаций. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.

jcdr-7-320-g002

Глиобластома — самая распространенная и агрессивная форма опухоли головного мозга, которая вместе с тем является редкой (0,003 процента) по сравнению с другими видами рака. Известно, что глиобластома связана с изменением профиля метилирования ДНК. При метилировании метильная группа (-CH3) присоединяется к цитозину, за которым следует гуанин, — этот механизм регулирует экспрессию различных генов в пределах одной жизни. Изучение профиля метилирования важно для понимания механизмов развития заболеваний.

В своей работе ученые из Онкологического центра Норриса Коттона в Дартмуте проанализировали профиль метилирования ДНК 30 пациентов с глиобластомой. В исследовании рассматривались две эпигенетические модификации, связанные с 5-метилцитозином (5-mC) и 5-гидроксиметилцитозином (5-hmC), — эти модификации при глиобластоме наиболее выражены. Задачей нового исследования была заявлена оценка представленности каждого CpG-островка (таких метильных групп) в образцах и определение их функциональной роли.

Среднее количество метильных групп в тканях опухолей и здоровых тканях. / © Kevin C. Johnson et al., Nature Communications, 2016

Результаты показали, что содержание 5-hmC в опухолях примерно в 3,5 раза ниже, чем в других тканях мозга пациентов. В норме 5-hmC играла роль энхансера (участка ДНК, который ускоряет синтез белков) и вместе с тем оказалась сильно связана с выживаемостью при глиобластоме (медианный срок — 2,2 месяца). По мнению ученых, функционально обе метильные группы могут быть связаны с катаболизмом нуклеиновых кислот, иммунным ответом, а также поддержанием стволовых клеток в недифференцированном состоянии.

Авторы отмечают, что полученные данные могут облегчить диагностику глиобластомы, выбор терапевтической стратегии и ее прогнозирование. Они также указывают на необходимость дальнейших исследований, цель которых — прояснение эпигенетических факторов в развитии заболевания. «Резюмируя, наша работа позволяет лучше оценить степень влияния эпигенома на формирование опухолей и подчеркивает функциональную роль 5-hmC», — сообщил соавтор исследования Брок Кристенсен (Brock Christensen).