10.07.2018
Редакция Naked Science

Обнаружен самый яркий объект в ранней Вселенной — в 13 миллиардах световых лет от нас

Астрономы открыли самый яркий в истории науки объект на грани обозримой Вселенной, когда ей было всего около 700 миллионов лет.

nrao18df31

Ученые обнаружили «новый» квазар, названный PSO J352.4034-15.3373 (или коротко — P352-15). Он излучал мощный сигнал, который астрономы заметили при помощи радиотелескопов Антенной решетки со сверхдлинными базами (Very Long Baseline Array, VLBA) Национальной радиоастрономической обсерватории США.

«В молодой Вселенной не так много мощных источников радиоизлучений, а это самый яркий радиоквазар из той эпохи, в десять раз ярче других», — говорит Эдуардо Баньядос, астрофизик из Института Карнеги в Пасадене, штат Калифорния.

Наблюдения VLBA показали, что квазар состоит из трех отдельных компонентов, чему может быть два объяснения. Первое заключается в том, что с одной стороны находится черная дыра, а другие два компонента — части одного джета. Второе — в середине находится черная дыра, а с двух ее сторон — джеты.

Согласно оптическим телескопам, показывающим квазар в видимом свете, позиция черной дыры согласуется с концом одного из компонентов, а значит, первое объяснение более вероятно. Это означает, что, изучив и проанализировав две части джета, астрофизики смогут измерить скорость его расширения.

«Этот квазар может быть самым далеким объектом, чью скорость мы могли измерить до сего момента», — говорит Эммануэль Момджян, астроном из Национальной радиоастрономической обсерватории США.

С другой стороны, если черная дыра окажется в центре, джеты будут небольшими. Следовательно, объект гораздо моложе, чем предполагали, или же он окружен плотным материалом, окружающим джеты.

Для того чтобы выяснить, какое из двух возможных объяснений верно, необходимо больше данных.