Нил Тайсон побеседовал с пользователями Reddit — Naked Science
04.04.2017

Нил Тайсон побеседовал с пользователями Reddit

Американский астрофизик, популяризатор науки Нил Деграсс Тайсон 2 апреля провел очередную сессию с пользователями Reddit, в рамках которой ответил на вопросы о проектах SpaceX, поисках внеземной жизни и перспективах науки.

1432067001553

Нил Деграсс Тайсон — доктор философии по физике, писатель, бывший ведущий образовательного телешоу NOVA scienceNOW. Участие в ежегодных сессиях AMA (от ask me anything — «спроси о чем угодно») на новостном портале Reddit Тайсон принимал с 2011 по 2014 годы. Новая сессия проходила с 10:00 до 13:00 по московскому времени. Naked Science приводит наиболее примечательные отрывки беседы.

Нил Тайсон (Н. Т.): С моей последней AMA прошло несколько лет, и вам наверняка не терпится возобновить «канал космической связи» (Cosmic Conduit) между нами. Я открыт к любым вопросам в рамках жизни, Вселенной и всего остального (Life, the Universe and Everything — юмористический научно-фантастический роман английского писателя Дугласа Адамса, — прим. NS).

ThereIRuinedIt: Самое захватывающее, что происходит сейчас в освоении космоса, происходило в последние месяцы или скоро произойдет?

Н. Т.: Думаю, мы мечтали о многочисленных попытках частных компаний инвестировать в эту сферу. На данном этапе успех не так важен, как деятельный  импульс к открытию. Чтобы мы не закостенели в настоящем.

martinstormtrooper: Чего ожидать от астрофизики в ближайшие годы?

Н. Т.: Я бы хотел узнать, что такое темная материя и темная энергия. Есть ли жизнь на Марсе? Получить ответы на эти вопросы реально в следующие пару десятков лет.

В ближайшие годы вокруг охотников за планетами сформируется новая индустрия, которая поможет изучению атмосферной химии экзопланет. Речь идет о поиске биомаркеров: кислорода (O2), метана (CH4) и других следов нестабильных молекул, возможных при условии устойчивой биосистемы на поверхности. Так что следите за новостями.

ALLFEELINGSASIDE: Жизнь, какой она известна на Земле, основана на клетках, ДНК и прочем. При обнаружении чужеродной формы жизни узнаем ли мы ее? Что если она будет похожа на железо, но наши приборы не смогут зафиксировать внеземной элемент, который делает ее живой? Может, мы наблюдали такую жизнь на расстоянии миллионов световых лет, но не поняли этого из-за ограничений фотоаппаратуры?

Н. Т.: Прекрасный вопрос. Мы считаем живое живым, а железо — нет, потому что, кроме всего прочего, обладаем обменом веществ. Наше существование обеспечивается потреблением энергии. Если мы найдем объект, который занимается тем же, это сделает его хорошим кандидатом в живые организмы.

Вы ссылаетесь на «внеземной» элемент. Это маловероятно, поскольку периодическая таблица заполнена. Во Вселенной больше нет элементов, которые можно обнаружить. Более того, четыре самых распространенных и активных элемента Вселенной (H, He, O, C, N) — также самые распространенные элементы, связанные с жизнью на Земле. Таким образом, наш поиск жизни, «какой она известна», недалек от истины.

realtyrionlannister: Как Вы считаете, мы вступим в контакт с другими сложными организмами в ближайшие 50 лет?

Н. Т.: Нет. Думаю, мы с ними можем находиться слишком далеко друг от друга в пространстве и, видимо, во времени. Это если в общем предполагая, что вы имеете в виду формы жизни, отличные от одноклеточных. Формы жизни с ногами, руками, мыслями и так далее. Дело в нашей способности преодолевать межзвездные расстояния. И в ближайшие 50 лет этого, конечно, не случится. Не с нашей сегодняшней скоростью.

patopc1999: Что Вы думаете о повторных запуске и посадке первой ступени Falcon 9 (состоялись 31 марта 2017 года, — прим. NS)? Какое значение эта миссия имеет для космического туризма? Вы сами не думали отправиться на Марс без возможности возвращения?

Н. Т.: Мне нравится Земля. Поэтому перед полетом в космос я дважды проверю, что возможностей для возвращения достаточно. Также я не соглашусь на полет, пока Илон Маск не отправит в космос свою мать и не вернет ее живой. Тогда и я буду не против.

Любая демонстрация повторного использования ракет-носителей хороша. Пролетев на Boeing 747 значительное расстояние, мы не избавляемся от него, чтобы пересесть в новый. Повторное использование – это, возможно, самый фундаментальный критерий дорогой, но доступной вещи.

cuck_lord_94: Считаете ли Вы, что успехи SpaceX определят наши решения в вопросе пилотируемых марсианских миссий в ближайшие 10–20 лет?

Н. Т.: Я один из наиболее ярых критиков и сторонников SpaceX. И неоднократно говорил, что чрезвычайно дорогие и опасные проекты с неопределенной окупаемостью инвестиций делают прибыльные компании бедными. Сперва этим занимаются власти: позволяют компании учиться — что делать и чего не делать, и затем переходят к плану, который включает всех нас. Поэтому моя версия: частные компании отправят человека на Марс первыми, только если власти фактически за это заплатят.

monkeysrulz: Что ошарашило Вас в последний раз?

Н. Т.: С некоторых пор это случается примерно раз в неделю. Хотя моя цель — раз в день. Недавно узнал от коллег-динамистов, что поразительная видимость колец Сатурна невечна: она приходит и уходит под воздействием всего, что вращается вокруг планеты. Это значит, что, покажи я Сатурн динозаврам в телескоп, зрелище, вероятно, не состоялось бы. Очень печально.

Ученые выяснили, что хроническая боль может влиять не только на физическое состояние, но и на психику человека, определяя его чувства, мысли и убеждения.