Нейробиологи опровергли моногенную основу одиночества

Междисциплинарная группа ученых из США обнаружила, что предрасположенность к одиночеству является менее наследуемой, чем предполагалось ранее. Результаты исследования опубликованы в журнале Neuropsychopharmacology.

Одиночество — биопсихосоциальное явление, связанное с переживанием отсутствия положительных эмоциональных связей с другими людьми. Несмотря на широкую представленность в искусстве, феномен одиночества имеет слабую эмпирическую базу и, как правило, изучается с позиции средового влияния. В одном из ранних исследований на близнецах международная группа ученых определила вероятные гены-кандидаты на роль маркеров одиночества и оценила показатель наследуемости признака в 37–55 процентов.

В новой работе ученые проанализировали генетические и фенотипические данные 10,76 тысячи человек в возрасте от 50 лет. Помимо изучения ДНК, исследование включало в себя опрос, направленный на субъективную оценку социального статуса. В частности, интервьюируемым предлагалось ответить на три открытых вопроса, не имеющих прямого указания на предмет изучения: «Часто ли вы чувствуете, что вам не хватает товарищеских отношений?», «Часто ли вы чувствуете себя отверженным?» и «Часто ли вы чувствуете себя изолированным?».

Сопоставление результатов генетического анализа и опроса показало, что наследуемость одиночества колеблется в пределах 14–27 процентов. Ни один из предъявленных прежде генов-кандидатов (BDNF, Rora, IL-1A и другие) не оказался ассоциирован с признаком. В то же время ученые выявили статистически значимую корреляцию одиночества с уровнем нейротизма и выраженностью депрессивной симптоматики. Слабая корреляция была обнаружена между одиночеством, экстраверсией, шизофренией, биполярным аффективным расстройством (БАР).

По мнению авторов, таким образом, в большей степени одиночество является фенотипическим признаком, обладающим полигенной основой. В свою очередь частое сочетание одиночества с высоким уровнем невротизации может отражать роль негативной аффективности в формировании этого явления. Отмечается также, что полученные результаты отражают ценность исследований, цель которых — определить генетическую основу положительных социальных связей и клинических проявлений психических расстройств.

Аватар пользователя Станислав Крытыш