10.09.2014
Редакция Naked Science

Обнаружена физиологическая основа принятия «стадного» финансового решения

Ученые выяснили, какие процессы запускают в мозге «стадное поведение» или «информационный каскад», что заставляет инвесторов покупать менее выгодные (в соответствии с имеющейся у инвесторов информацией) акции.

o-SUCCESSFUL-WORKERS-facebook

Информационный каскад – это понятие каскадной теории, обозначающее особую цепную реакцию; она возникает в том случае, когда человек принимает решение не на основе собственной информации, а на основе действий других людей. В определенном смысле это проявление «стадного поведения».

Новое исследование, проведенное деканом факультета психологии НИУ ВШЭ Василием Ключаревым и его коллегами из Швейцарии, позволяет увидеть, какие процессы в мозге отвечают за отказ от самостоятельного решения в пользу «стадного поведения».

Используя магнитно-резонансную томографию, исследователи выяснили, что происходит в мозге испытуемых в определенной ситуации, смоделированной в условиях эксперимента.

Ситуация была такой: каждый участник должен был купить одну из двух акций, причем у него имелась информация о том, что сделка будет выгодна при покупке определенной акции. Однако он также знал, что два других – на самом деле выдуманных – инвестора уже вложили свои деньги в другую акцию.

В результате эксперимента выяснилось, что большинство испытуемых предпочли закрыть глаза на собственную информацию и купить именно ту акцию, которую (якобы) купили другие.

Чем больше испытуемый склонялся к отказу от самостоятельного решения, тем выше была активность нейронов в нижней лобной извилине/передней островковой доле мозга; вместе с этим активность височно-теменной зоны, наоборот, снижалась.

Также ученые выяснили, что чем эмоциональнее человек воспринимает имеющиеся у него собственные данные, тем выше вероятность, что свое решение он сделает на основе именно своих данных и не станет руководствоваться мнением других.

Результаты этого исследования также подтверждают роль информационных каскадов в развитии финансовых кризисов. Руководствуясь «стадным поведением», а если точнее – верой в то, что решения других людей по какой-то причине более верные, чем потенциальные собственные, инвесторы могут запустить информационный каскад, в котором неосторожное, ни на чем не основанное решение будет повторяться вновь и вновь, доводя ситуацию на финансовых рынках до абсурда.

Более подробно об исследовании ученых можно почитать в их статье, опубликованной в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience.

По информации осведомленного источника ТАСС, в России начали серийно изготавливать гиперзвуковые «Цирконы». Ранее сообщалось, что первым штатным носителем комплекса должен стать фрегат «Адмирал Головко».

Ученые ТюмГУ и Всероссийского института защиты растений выделили из вечной мерзлоты группу бактерий Bacillus spp., которые способны при низких температурах повысить урожайность озимой пшеницы и предотвратить распространение фитопатогенных грибов с зернами. Их исследование показало, что бактериальные штаммы Bacillus spp. способны биосинтезировать хитинолитические ферменты и стимулирующий рост растений гормон ауксин. Это означает, что их можно рассматривать в качестве потенциальных агентов биологического контроля болезней, которые будут использоваться для повышения урожайности сельскохозяйственных культур на северных территориях. Апробация биопрепаратов проходила в реальных условиях в Западной Сибири.