Некоторые осьминоги видят все и с закрытыми глазами
21.05.2015
1 минута

Некоторые осьминоги видят все и с закрытыми глазами

Головоногие моллюски известны как одни из самых многочисленных, разнообразных и «умных» животных – и как безусловные короли мимикрии, способные менять цвет и фактуру кожи, форму и размеры тела, и даже манеру поведения, копируя практически что угодно.

day-octopus

В поразительных навыках мимикрии кроется и одно неожиданное следствие, на которое недавно натолкнулись ученые. Калифорнийские биологи, изучавшие местных осьминогов Octopus bimaculoides, обнаружили, что видеть они могут и без глаз – причем процесс этот даже не требует участия центральной нервной системы (ЦНС) животного.

Освещаемые светом разной длины волны клетки-хроматофоры на поверхности кожи меняют форму заключенных в них пигментных кристаллов – и вместе с тем меняют собственную окраску. Это происходит «автоматически», не отвлекая ресурсы ЦНС, за счет присутствующего тут же светочувствительного пигмента родопсина. Но этот же процесс дает осьминогу и возможность «видеть», не используя глаз. Просто – кожей.