Негормональную мужскую контрацепцию испытали на обезьянах — Naked Science

Негормональную мужскую контрацепцию испытали на обезьянах

В США успешно прошло тестирование нового метода негормональной мужской контрацепции на макаках-резусах. Разработка может стать основой первой «противозачаточной таблетки» для мужчин, не нарушающей баланс гормонов в организме.

Ученые из США успешно протестировали на макаках-резусах органическое соединение EP055, способное уменьшать подвижность сперматозоидов. На основе этого соединения исследователи создают мужской контрацептив, не затрагивающий гормональный баланс организма. Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE.

Сегодня существуют лишь два «мужских» метода контрацепции: презервативы и вазэктомия (перевязка или удаление фрагментов семявыносящих протоков). Первый вариант не всегда надежен, а эффект второго в ряде случаев оказывается необратимым. Создать эффективный контрацептив для мужчин пытаются многие исследователи. Для этого используют синтетические аналоги некоторых токсинов, а также полимерные пробки, блокирующие семявыносящий проток. Ни одно из этих средств пока не поступило на рынок.

Цель нового противозачаточного средства — белок EPPIN (epididymal protease inhibitor), находящийся на поверхности сперматозоида. Это один из белков, которые регулируют вязкость спермы и, соответственно, подвижность сперматозоидов. Подвижность мужских половых клеток во многом определяет вероятность зачатия: «медленные» сперматозоиды нередко становятся причиной мужского бесплодия. По словам ученых, намеренное замедление сперматозоидов поможет создать контрацептив, не затрагивающий баланс гормонов в организме. У существующих прототипов мужских гормональных противозачаточных средств много побочных эффектов — например, перепады настроения, колебания массы тела, рост риска развития депрессии.

Чтобы эффективно заблокировать белок EPPIN, ученые испробовали несколько производных 1,3,5-триазинов. Эти вещества широко применяются в химии, их соединения входят в состав красителей и удобрений. Соединение EP055 обладало самыми лучшими показателями растворимости и периода полувыведения вещества из организма: это необходимо, чтобы действие контрацептива было обратимым.

Изменения подвижности сперматозоидов у макак / © PLOS ONE

Вещество внутривенно ввели четырем самцам макак-резусов. Спустя несколько часов подвижность сперматозоидов значительно упала — у людей такой уровень считается недостаточным для зачатия. Подвижность начала расти лишь через три дня, а полностью функции восстановились через 18 дней. Побочных эффектов у животных не отметили. Сейчас исследователи работают над формулой таблеток, содержащих необходимое количество EP055. После этого ученые планируют провести еще одну серию испытаний.

В апреле 2018 года началось клиническое исследование гормонального мужского контрацептива, в тестах принимают участие около 400 пар из разных стран.

Даже разогнанной до огромной скорости плазмы, выброшенной Солнцем, требуются долгие месяцы на то, чтобы достичь границ Солнечной системы. Но заметить ее приближение можно заранее: приходу ударной волны предшествует появление электронов, отраженных ею и ускоренных почти до скорости света.