Найдены молекулы, запускающие превращение личинки в рабочую пчелу — Naked Science

Найдены молекулы, запускающие превращение личинки в рабочую пчелу

Из личинки пчелы может развиться как матка, так и рабочая особь, и каждый путь требует определенного режима питания, с диетой, содержащей нужные сигнальные молекулы.

В зависимости от режима питания и роста, личинка самки пчелы может развиться как в стерильную рабочую особь, так и в фертильную матку, которая займется воспроизводством населения улья. Будущую королеву кормят специальным молочком, и пчеловоды давно заметили, что именно оно содержит нечто, направляющее развитие личинки в эту сторону. Несколько лет назад американским ученым удалось выделить из молочка белки (сигнальный TYR и рецепторные HR46 и ftz-f1), связанные с этим воздействием. Однако и рабочая особь не развивается «по умолчанию»: недавно выяснилось, что и этот путь требует химической стимуляции и особого питания.

Си Чэнь (Xi Chen) и его коллеги обратили внимание на другой тип сигнальных молекул, микро-РНК (мкРНК), которые необходимы для развития рабочей пчелы и содержатся в питании личинок, которым уготована такая судьба. О своей работе исследователи рассказывают в статье, опубликованной журналом PLOS Genetics. МкРНК играют важную роль в регуляции активности генов, личинки получают их из растительной пыльцы и нектара, входящих в состав их пищи. Распределяясь по организму, они запускают развитие в нужном направлении.

В самом деле, добавив растительные мкРНК в питательный состав для личинок, развивавшихся в искусственных условиях лаборатории, ученые вырастили из них рабочих особей с недоразвитыми половыми органами. Авторам также удалось выделить определенную мкРНК (miR162a), мишенью воздействия которой является ген amTOR, играющий важную роль в дифференциации особей у пчел. Что интересно, сходный эффект они наблюдали и у дрозофил. Разумеется, «мушиных маток» и «рабочих особей» не бывает, однако  те же мкРНК растений вызывают у них задержку в развитии, ведут к уменьшению размеров и массы тела и половых органов — и общему падению фертильности.

Психологи из Тюмени и Ярославля изучили взаимосвязь уровня мудрости и эмоционального выгорания у медицинского персонала. Исследование показало, что именно мудрость помогает медикам противостоять такому синдрому. Формирование столь полезного качества у врачей позволит сохранить их психическое здоровье и профессиональное долголетие, что, по мнению авторов исследования, особенно актуально в связи с напряженной работой медицинских работников во время пандемии коронавируса.

Кольский научный центр РАН

Оценка возраста очень важна для древних вод, потому что эта информация используется при проектировании хранилищ радиоактивных и токсичных отходов. Однако сделать это технически весьма непросто. Метод, который предложил коллектив исследователей из Геологического института КНЦ РАН, позволяет избежать прямого отбора воды и получить информацию о концентрациях гелия в воде путем анализа зерен кварца из керна скважин. На его основе ученые из Кольского научного центра уже сумели определить возраст воды на глубине около 10 километров.

РХТУ им. Д.И. Менделеева

Водород и его соединения, удобные для компактного хранения, получают в основном переработкой природного газа. Очень заманчиво делать это в совместной конверсии природного и углекислого газов, но для этого нужны доступные и эффективные катализаторы. Один из вариантов – это карбид молибдена, каталитическая активность которого в реакциях конверсии углеводородов сопоставима с дорогостоящей платиной. Российские химики из РХТУ имени Д. И. Менделеева предложили новый способ получения этого каталитического материала из доступного прекурсора – молибденовой сини и показали, что разработанные образцы обладают высокой каталитической активностью, то есть обеспечивают быструю и полную конверсию углеводородов.