Найдена связь между состоянием кишечной микрофлоры и тревожностью — Naked Science
30.08.2017
Редакция Naked Science

Найдена связь между состоянием кишечной микрофлоры и тревожностью

Ирландские биологи обнаружили молекулы, которые могут служить посредниками, определяющими влияние бактерий кишечника на мозг и настроение.

gut

Давно предполагается, что микробиота, обитающая в нашем кишечнике, играет важную роль не только в пищеварении, но и в работе других систем организма, влияя в том числе на настроение и психическое состояние. Лабораторные мыши, выращенные в стерильных условиях и не имеющие микрофлоры, отличаются повышенной тревожностью и соответствующим поведением, они не так активно исследуют новые объекты и опасаются открытых пространств. Однако до сих пор было плохо понятно, как именно реализуется такое воздействие.

Лишь теперь Джерарду Кларку (Gerard Clarke) и его коллегам из Ирландского национального университета в Корке удалось показать, что посредниками между кишечником и мозгом могут выступать молекулы микро-РНК (мкРНК). В статье, опубликованной журналом Microbiome, ученые описывают эксперименты со стерильными мышами, и с животными, имевшими обычную микрофлору.

У них получали образцы тканей миндалевидного тела – области мозга, связанной с работой эмоций, прежде всего страха, а также префронтальной коры, связанной с высшим контролем поведения. Авторы сравнили «видовой» состав молекул мкРНК, которые участвуют в регуляции активности генома, обнаружив, что он у этих мышей различается. Более того, если изначально стерильным животным населить кишечник нормальной микрофлорой, состав мкРНК в тканях мозга также становится «нормальным».

Аналогичные эксперименты были проведены и на крысах как с нормальной микрофлорой, так и с полностью уничтоженной сверхмощным курсом антибиотиков. В мозге таких крыс также обнаружилось несколько молекул мкРНК, которые ученые выделили и из стерильных мышей, поэтому они предполагают, что именно эти мкРНК служат посредниками между кишечником и мозгом.

С другой стороны, остается непонятным, как именно бактерии влияют на синтез мкРНК. Это может происходить непосредственно через блуждающий нерв, служащий основным каналом связи между желудочно-кишечным трактом и головным мозгом. А может, воздействие происходит при посредничестве иммунной системы, которая способна влиять на нервную.