Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Научное исследование как искусство. Или наоборот!
И наука, и искусство — это попытки человека понять и описать окружающий мир. Однако тем, кто не упражняется регулярно ни в том, ни в другом, зачастую кажется, что у этих областей крайне мало общего. Naked Science решил поинтересоваться, так ли это.
Искусство и наука всегда сосуществовали вместе, часто неотличимо друг от друга, во времени и пространстве (вспомните Леонардо да Винчи, например). Их смешение вдохновило многие незаурядные умы на создание невероятных произведений, в которых интуитивный, эмоциональный опыт сочетается с определенными научными концепциями. И несмотря на то, что традиционно искусство и наука всегда рассматриваются как две отдельные дисциплины, когда их изучают вместе, становится ясно, какое влияние одна оказывает на другую.
У художников и ученых гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. И тот, и другой стремится увидеть мир по-новому и передать другим свое видение. Им обоим требуется немалое количество любопытства, воображения и смелости, а когда они добиваются успеха, многие другие люди внезапно начинают «видеть» мир по-другому.
И пока ученые продолжают двигать науку вперед, меняя окружающий мир в практическом смысле, художники сосредотачиваются на эмоциональной стороне вопроса, пытаясь переосмыслить то, куда приводят нас эти изменения. Вероятно, на стыке этих научных изысканий и художественных размышлений и рождается сайнс-арт.
Плод любви художника и ученого
Сайнс-арт (от англ. science — «наука») — направление в искусстве последних десятилетий, находящееся на стыке научного и художественного. Такое «научное искусство» считается одной из областей современного искусства и подразумевает под собой заимствование художником результатов научных исследований при создании художественных работ.
Действительно, произведения сайнс-арта всегда имеют за своей спиной серьезную научную базу и опираются на достижения ученых, но они также обращаются к эмоциям, позволяя зрителю в буквальном смысле слова прочувствовать науку и прикоснуться к ней.
«Сайнс-арт в идеале — это искусство и наука одновременно, — говорит основатель и директор LABORATORIA Art & Science Дарья Пархоменко. — По сути своей это и эксперимент, и ценное художественное высказывание. Здесь ученые и художники бок о бок ставят неожиданные вопросы, исследуют актуальные проблемы, применяя новые художественные и технологические языки».
В реальности сайнс-арт не имеет четких границ, и что особенно важно, в этом явлении культуры обе сферы — наука и искусство — терминологически равны, а значит термин «сайнс-арт» является своего рода прецедентом в области актуального искусства. Здесь не идет речь о научной визуализации или художественных произведениях, посвященных науке и ученым. То есть фотографию бактерии, сделанную при помощи микроскопа, не вполне корректно называть сайнс-артом, а вот картину, «нарисованную» бактериями, уж точно можно отнести к биоарту (одному из направлений сайнс-арта).
Отсюда можно сделать вывод, что «научным искусством» занимаются те, кто может гармоничным образом сочетать подход ученого и художника, имея необходимые компетенции в определенных научных дисциплинах и одновременно способность к образному мышлению.
«Да, формально сайнс-арт — это взаимоотношения ученых и художников, — объясняет в одной из своих лекций теоретик искусства и художник-первопроходец, многие годы работающий в области Science & art, Дмитрий Булатов. — Но эта работа может быть разной. Вот встречается живописец с историком, и у них получается воссоздать историческую картину. Формально историк поработал и художник постарался, но будет ли это произведение сайнс-артом? Не будет».
В этой связи Дмитрий Булатов предлагает более четкое название для такой культурной формы, а именно — «техно-биологическое искусство». Его он определяет как область современного искусства, где средством художественного сообщения служит живая материя или жизнеспособная материя, а основным изучаемым методом становится сочетание свойств живого организма и технически-воспроизводимого изделия.
Звучит мудрено… Попробуем разобраться на конкретных примерах, каким же может быть сайнс-арт.
От мумий до пенициллина
Когда вообще появилось «научное искусство»? Одни теоретики считают первыми работами в этой области изобретения Леонардо да Винчи, другие заглядывают еще глубже в историю и приводят в пример мумификацию в Древнем Египте.
Сложно назвать конкретную точку отсчета, но с определенной уверенностью можно сказать одно: настоящий расцвет технологического искусства (предтечи сайнс-арта) произошел в XX веке. Причем первыми на сцену в этом смысле вышли именно ученые, а не художники.
Вероятно, сайнс-арт-первопроходцем прошлого столетия можно назвать лауреата Нобелевской премии в области физиологии и медицины Александра Флеминга (создателя пенициллина), который в 1920 году придумал крайне своеобразную технику живописи, использовав в качестве красок… микробы.
Ученый делал эскизы на промокательной бумаге или картоне и покрывал их агар-агаром (питательной средой для многих бактерий). Затем с помощью иглы с пенициллином обозначал границы, чтобы микробы не пересекали контур, и потом раскрашивал живые рисунки разноцветными культурами бактерий. Однажды Флеминг даже устроил выставку для британской королевы Марии Текской (супруги Георга V и бабушки Елизаветы II), но та, к сожалению, его работами не впечатлилась. Зато таким искусством прониклись ученые — так, Американское общество микробиологов до сих пор время от времени проводит конкурс бактериальной живописи, которую также называют сегодня Microbial Art.
Авангард и инженерия
Основоположником «научного искусства» считается также Билли Клювер — инженер-электрик из Bell Telephone Laboratories (Нью-Йорк), который в 1966 году пригласил в лаборатории компании знаменитых авангардных художников, чтобы те вместе с инженерами смогли поработать над созданием новаторских представлений с использованием новых технологий.
Результатом совместной работы ученых и художников стала серия перформансов «Девять вечеров: театр и инженерия», где на арт-сцене впервые «выступали» видеопроекция, беспроводная передача звука и доплеровский радиолокатор.
В среде нью-йоркских художников «Девять вечеров» породили необычайный интерес к новым технологиям — к инженерам стало поступать все больше и больше запросов. Такая высокая потребность искусства в инновационных инструментах вдохновила Билли Клювера на создание некоммерческой сервисной организации «Эксперименты в искусстве и технологии» (Е.А.Т.), объединившей художников, инженеров, ученых и представителей промышленности.
Легендарным проектом E.A.T. считается павильон Pepsi на Всемирной выставке в Осаке в 1970 году, для которого инженеры и художники разработали и запрограммировали иммерсивный купол, окутанный снаружи туманом, который словно превращал конструкцию огромного павильона в скульптуру. Для создания тумана пригласили японскую художницу Фуджи Накайя, которая до этого уже имела опыт разработки всевозможных «туманных» инсталляций, но искусственный туман такого масштаба никогда раньше не создавался, и не существовало известной техники, как этого добиться.
После многочисленных экспериментов Накайя поняла, что здесь нужен совершенно новый подход. К счастью, в E.A.T. нашелся физик — Томас Ми, который изобрел метод, способный обеспечить желаемый эффект. Он разработал особую конфигурацию насосов и водопроводов, усеянных 2500 форсунками размером до 160 микрон и снабженных штифтами микроскопических размеров. Система позволяла распылять воду на миллиарды сверхмелких капель тумана, размером от 15 до 20 микрон в диаметре. Чистый белый туман струился по угловатой и граненой крыше здания и плавно заполнял площадь.
Внутри павильона посетителя встречал зеркальный купол диаметром 27 метров и углом наклона 210 градусов, сделанный из алюминизированного майлара. Эта выгнутая отражающая поверхность переворачивала отражения и словно превращала их в голограммы.
Важной частью экспозиции была звуковая система из 37 динамиков, установленных за зеркалом, с беспроводными наушниками для посетителей. У этой системы была сложная панель управления, которая позволяла в реальном времени производить точечные звуковые эффекты и придавала электронной музыке ощущение пространства.
Павильон Pepsi наглядно продемонстрировал, каких высот может достичь сотрудничество между художниками и инженерами, и что художники и ученые могут не только эффективно общаться, но и работать параллельно над одним и тем же проектом, вдохновляя друг друга.
Во многом именно благодаря деятельности E.A.T. мировое арт-сообщество открыло для себя технологии, которые сегодня используются во многих художественных постановках и перформансах.
Прометей Советского Союза
Свои герои появлялись и на отечественной сцене. Тут нельзя не упомянуть доктора философских наук члена-корреспондента Академии наук Булата Галеева и его СКБ «Прометей», где сошлись музыка, искусство, приборостроение и технологии. Именно бюро «Прометей» стало одним из первых в Советском Союзе делать светомузыкальные фильмы, видеоинсталляции и — в промышленных масштабах — сложные световые установки.
Художники-ученые, работавшие в СКБ, всеми способами пытались показать новое абстрактное искусство обществу и объяснить его. Сам Галеев называл образ жизни в бюро «полуподвальным андеграундом», а себя рассматривал как теоретика, утверждая, что занятия «прометеевцев» — совмещение инженерного мастерства и искусства, эксперимент, определение которого «должно выкристаллизоваться позднее».
Для «Прометея» свет был едва ли не важнее музыки, и сегодня работы бюро часто упоминаются в качестве ранних примеров медиаискуства. Так, к примеру, в 60-х годах прошлого века его бюро разработало особую подсветку Спасской башни Казанского Кремля «малиновым звоном»: когда освещение башни менялось в зависимости от ритма звона колоколов, а также динамическое освещение цирка, зависящее от состояния погоды.
Помимо всего прочего была у «Прометея» и собственная студия светомузыки, где стояла уникальная на то время система из 48 колонок и установка «пространственной музыки», способной в любой момент времени создать звук в заданной точке пространства. В этом зале Галеев ставил, например, «Полет шмеля» так, чтобы шмель облетел вокруг каждого слушателя.
Сегодня разработки «Прометея» показывают на выставках, а архивы бюро до сих пор представляют большой интерес для исследователей и художников.
Новое слово в генетике
Появление термина сайнс-арт связывают также с именем Джо Дэвиса — биолога из Массачусетского технологического института и генетической лаборатории Джорджа Чёрча в Гарварде, который во время художественного эксперимента впервые в мире ввел закодированную информацию в живые организмы в форме синтетической ДНК, предвосхитив этим целое направление в генетике, которое стало развиваться в начале 2000-х годов.
За годы своих исследований Дэвис успел закодировать фрагменты поэм Гете внутри генома бактерий, сконструировал телескоп для улавливания «музыки» бактерий и даже умудрился поместить на внутренней поверхности уха трансгенной мыши карту Млечного пути.
Сегодня неутомимый исследователь продолжает экспериментировать и трудится над новым проектом Malus ecclesia, в рамках которого планирует заключить содержание Википедии в геном яблони и вырастить самое настоящее древо познания (согласно библейской книге Бытия, особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада и символизирующее познание и способность осознанно решать, что добро и что зло).
Художнику уже удалось добыть в одной из лабораторий Гарварда корни и листья яблони, которой более 4000 лет. Этот сорт, по мнению художника, наиболее близок к «запретному плоду», который рос в Эдемском саду. Дэвис планирует использовать синтетическую биологию, чтобы вставить закодированную в ДНК версию Википедии. Он уверен, что геном яблока можно представить как книгу из 750 миллионов букв, состоящую из четырех букв ДНК: a, t, c и g.
Первым шагом будет перевод английских слов в буквы ДНК. Как только все они будут закодированы, художник вместе с учеными из Гарварда сможет собрать буквы в биологически жизнеспособные, функциональные нити ДНК. Однако ДНК — это физическая вещь, имеющая размер и вес, и даже при самом умном сжатии она может содержать только эквивалент нескольких тысяч слов. Именно поэтому Дэвис не рассчитывает уместить всю Википедию в одном яблоке — ее кусочки он разбросает по множеству яблок и множеству деревьев, так что в итоге получится целая роща. Срывать яблоки в этом лесу, разумеется, будет нельзя.
Ухо на руке
Еще один яркий представитель сайнс-арт сцены конца прошлого столетия — Стеларк — автор перформансов и почетный профессор искусств и робототехники университета Карнеги-Меллона.
В 80-е он вместе с командой ученых разработал носимый экзоскелет с механической рукой, которая слушалась мышечных сигналов. Для своего времени рука была одним из самых продвинутых устройств в отрасли. Но прославился он не этим.
В 1996 году, размышляя об устаревании человеческого тела, Стеларк захотел попробовать выйти за рамки архитектуры, которую создала эволюция. В качестве художественного эксперимента он решил «вырастить» у себя на голове третье ухо, сделанное из хрящевого материала, взятого из его грудной клетки.
После долгих лет поисков Стеларку удалось найти финансирование и привлечь к проекту нескольких австралийских врачей, согласившихся помочь ему воплотить эту идею. Правда, художнику пришлось отказаться от первоначального плана и пойти на несколько компромиссов с учеными. Так, ухо решено было «растить» на руке, а не на голове, и вместо настоящего хряща использовать искусственный.
Первая операция на внешней стороне предплечья прошла неудачно и привела к некрозу. А вот вторая — на внутренней стороне руки — завершилась успешно, и структура в форме уха, сделанная из пористого биосовместимого полиэтилена, крепко интегрировалась в тело. Более того, впоследствии выяснилось, что конструкция уха была создана на самом анатомически безопасном участке, то есть именно рука оказалась практически идеальной частью тела, способной выдерживать чужеродные вторжения. И несмотря на то, что сам Стеларк в практическом и утилитарном применении своего уха заинтересован не был, наука и медицина извлекли свою выгоду.
«Я слышал о нескольких похожих процедурах, — говорил Стеларк в одном из интервью. — Ухо реконструировалось на руке пациента, чтобы потом его можно было пересадить на голову — если, например, орган был потерян в несчастном случае или вообще отсутствовал с рождения».
Над модификациями своего третьего уха Стеларк работает и по сей день, стремясь наделить его реальным слухом.
Магия взгляда
Есть и еще одно любопытное направление в современном искусстве, которое так или иначе можно попытаться отнести к научному, — нейроарт.
Здесь в качестве примера стоит привести эпатажную Марину Абрамович, обратившую на себя внимание психотерапевтов и нейробиологов своим перформансом «В присутствии художника». Идея художественного эксперимента заключалась в том, чтобы Марина могла посредством внимательного взгляда установить тесный контакт с любым желающим. Перформанс продлился 736 часов 30 минут, за это время художница посмотрела в глаза 1500 зрителям. Люди злились, плакали, смеялись и испытывали самые разные эмоции. Такая реакция натолкнула и художницу, и ученых на мысль о том, что взгляд двух человек глаза в глаза — нечто большее, чем просто зрительный контакт.
Решено было провести новое исследование — еще один перформанс «Измеряя магию взгляда». Эксперимент проходил в московском центре современного искусства «Гараж» под кураторством Дарьи Пархоменко из Laboratoria Art & Science, в ходе него мозговую активность двух смотрящих друг на друга людей фиксировали с помощью энцефалографов. По завершении «представления» ученые вычислили коэффициент сходства между кривыми активности мозга одного и другого и обнаружили, что между электроэнцефалограммами двух людей в момент контакта прослеживается некоторая связь.
А что же дальше?
Опираясь на приведенные выше примеры (которых в реальности намного больше), можно предположить, что в будущем роль научного искусства станет только увеличиваться. Ведь, развивая способности к целостному суждению, сайнс-арт позволяет увидеть проблемы современности в новом, совершенно неожиданном ракурсе и даже (возможно) совершить открытия в различных областях научного знания.
«Наука и научное сообщество — это достаточно закрытая история, — размышляет молекулярный биолог, выпускница биофака МГУ Люси Оджомоко. — Но времена меняются, и количество сайнс-арт проектов растет. Для меня как ученого взаимодействие с художником — это возможность выйти за границы лаборатории, за ее пределами проверить свои гипотезы и удовлетворить свое любопытство при помощи не самых серьезных экспериментов. Тут есть элемент свободы, который ученый не всегда может себе позволить».
И хотя сегодня как никогда заметна интеграция искусства с биологией, медициной, генетикой, робототехникой и нанонауками, ученым и художникам все еще сложно договориться с друг с другом.
«Мне кажется, художник не должен приходить к ученому с готовой идеей и запросом “помогите мне сделать проект!” — в таком случае получается какая-то эксплуатация художником ученого, — считает медиахудожница и преподавательница, чьи области интересов — гибридное искусство и искусственный интеллект Елена Никоноле. — Art & Science сможет гораздо больше дать миру, если и художник, и ученый будут на равных вовлечены в творческий процесс».
Вероятно, именно с этой целью область научного искусства на данный момент активно институциализируется, стараясь обеспечить комфортные условия для плодотворного сотрудничества обеих сторон.
По всему миру стремительно растет число организаций, фондов, исследовательских центров и лабораторий, деятельность которых направлена на укрепление взаимоотношений искусства и науки. Среди заметных: Art & Science Collaborations Inc., The Art & Science Collaborative Research Laboratory, Art Laboratory в Берлине, Science Gallery в Дублине и др.
Большой интерес к сайнс-арту проявляют также крупные университеты. Так, например, в 2012 году в MIT открылся Center for Art, Science and Technology, который поддерживает сотрудничество художников и ученых. Двигается в направлении сайнс-арта и Принстонский университет, который каждый год проводит конкурс Art of Science. Предлагает сильные междисциплинарные программы, сочетающие искусство и науку, также университет Стэнфорда.
Начинают появляться подобные институции и в России. За последние десять лет в одной только Москве появилось сразу несколько. В 2008 году образовалось экспериментальное пространство Laboratoria Art & Science, которое сегодня поддерживает Третьяковка. Этот проект считается одной из основных институций, продвигающих сайнс-арт на отечественных просторах. Примерно тогда же запустил свою программу мастерских по научному искусству Политехнический музей. Интерес к области также проявляют музей «Гараж» и фонд VAC.
«Интерес к нашей области с каждым годом растет — не сравнить с тем, что было десять лет назад, когда мы внедряли художников в лаборатории нанотехнологий МИСиСа и междисциплинарный подход был чем-то очень новым. Сейчас создание научно-художественных коллабораций — оправданный и действенный метод, который используют и в культуре, и в науке. Интерес к нам возрастает и со стороны науки, и со стороны технологических компаний, и со стороны государства. Сейчас каждый год одна за другой появляются магистратуры по сайнс-арту, — отмечает основатель и директор LABORATORIA Art & Science Дарья Пархоменко. — Образовательные программы открыли у себя ИТМО, Томский государственный университет и МИСиС. Фрагментарно курсы читают про технологическое искусство в Британке, в свободных мастерских ММОМА и в Школе Родченко. Конечно, нужны новые имена, инфраструктура для создания технологического искусства, гранты — этого пока очень не хватает».
И хотя тенденция действительно налицо, в российских реалиях сайнс-арт творцам приходится туго. И тут идет речь в первую очередь о поддержке проектов, которые из-за своей технологической сложности зачастую нуждаются в финансировании и продвижении.
«Увы, Art & Science невозможно делать на коленке, — объясняет Елена Никоноле. — Много важного и нужного для развития технологического искусства уже много лет делает Laboratoria Art & Science, на данный момент единственная институция в России, которая делает продакшен проектов мирового уровня. Но хотелось бы, чтобы в России появились и целые экосистемы Art & Science, такие как, например, Институт Керсникова в Любляне. Именно они сейчас поддерживают мой проект — у них есть своя мастерская и лаборатория, куда художники могут приходить и заниматься исследованиями, есть целая команда продюсеров, ученых и экспертов, занимающихся продакшеном. Она последовательно сопровождает художника на протяжении всей работы. А в свободное от продакшена время эти эксперты и исследователи проводят бесплатные воркшопы для всех желающих от подростков до взрослых. Я была бы очень счастлива, если бы в России появилась подобная экосистема».
Но как бы быстро или медленно ни развивалась эта область в тех или иных странах, отрицать бесполезно — кооперация науки с искусством — мировой тренд. И со временем он будет только набирать обороты, ведь технологии катастрофически опережают нашу способность их осмыслить, а искусство может помочь сократить нам этот гуманитарный разрыв.
Несмотря на отмену попытки «экономичной» ловли первой ступени, шестой испытательный полет Starship был успешным. Корабль — вторая ступень системы впервые продемонстрировала возможность маневра на орбите. Первая ступень после приводнения неожиданно для всех смогла пережить два взрыва, не утратив плавучесть. Среди наблюдавших за испытанием был Дональд Трамп.
Зачем нужно изучать ядра планет? Как зарождалась эта наука и почему она важна? Что такое гамма-всплески и зачем нам знать, откуда они идут? Остается ли Россия великой космической державой и зачем вообще это всё надо? Об этом рассказывает Игорь Георгиевич Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук, академик Международной академии астронавтики.
Китайские исследователи удерживали изотоп иттербия-173 в состоянии «кота Шредингера» более 20 минут. Эта работа приблизила точность измерений фазового сдвига квантовой системы к теоретически возможному пределу.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии