Наноробота из ДНК научили ходить — Naked Science

Наноробота из ДНК научили ходить

Ученые из Техасского университета в Остине (США) создали наноробота, которого научили ходить вперед и назад, а также произвольно передвигаться по двухмерной поверхности. В будущем исследователи надеются, что с помощью этой наномашины им удастся находить раковые опухоли в организме человека, а возможно, и лечить их.

3952232233_df0b6ecfcd_b

Как пишет портал Nanowerk со ссылкой на журнал Nature Nanotechnology, шагающий робот создан из одинарной цепочки ДНК – «туловища», к которой присоединены две «ноги» – два других фрагмента генетического кода.

Эта наномашина умеет самостоятельно двигаться в определенном направлении, «шагая» по неровностям поверхности на оболочке клеток или других объектов микромира и не требуя внешнего источника энергии. Робот умеет ходить вперед и назад, а также произвольным образом двигаться по двухмерной поверхности. Как и человек, он шагает, передвинув сначала одну ногу вперед, затем поднимает вторую ногу и передвигает ее вперед. «Ходок» случайным образом решает, куда поставить ему ногу при каждом следующем шаге. Наблюдение показало, что созданный наноробот дважды не ходил по одному и тому же пути.

В общей сложности он способен пройти около 36 шагов, прежде чем ему понадобится внешняя помощь. Как планируют нанотехнологи из Техасса, созданные ими шагающие наномашины научатся искать раковые опухоли, помечать их и таким образом делать их более заметными для врачей и иммунной системы. В будущем, надеются ученые, нанороботы смогут самостоятельно лечить раковые опухоли.

Конечно, по словам исследователей, путь от диагностики рака до его лечения будет долгим. «Тем не менее все великие открытия начинались с детских шагов. Только в нашем случае эти шаги сделал робот, собранный из молекулы ДНК», – говорит соавтор научной публикации Чулхи Юнг.

Добавим, что медики давно ищут возможность использовать нанороботов в лечении людей, особенно тех, кто страдает онкологическими заболеваниями. Так, в прошлом году ученые из Южной Кореи создали наноробота Bacteriobot, который самостоятельно обнаруживает клетки злокачественных раковых образований и помогает эффективно с ними бороться. Ученые генетически модифицировали бактерию сальмонеллы, которая тянется к опухолям, используя вещества, выделяемые раковыми клетками. Микроскопические роботы размером всего в 3 микрометра, которые находятся в бактерии, автоматически распыляют соответствующий лекарственный препарат, когда бактерия достигает опухоли. Причем лекарство доставляется напрямую к клеткам опухоли, оставляя при этом здоровые клетки нетронутыми.