На поверхности Плутона нашли следы азотных паводков — Naked Science

На поверхности Плутона нашли следы азотных паводков

С тех пор как зонд New Horizons совершил пролет близ Плутона и его спутников, прошло уже много месяцев. Однако аппарат исправно продолжает присылать собранную информацию на Землю, а астрономы продолжают находить в ней все новые интересные сведения о далекой и холодной карликовой планете.

nh-psychedelic-pluto_pca

Находок так много, что недавно журнал Science посвятил им целый специальный номер. Но и на этом все не заканчивается: не прошло и недели, как ученые из NASA сообщили о новых открытиях. Главным событием можно назвать обнаружение следов движения в обширных озерах азота, замерзшего на адском холоде Плутона. Скорее всего, некогда атмосферного давления у поверхности карликовой планеты хватало на то, чтобы подтапливать азот и позволять ему перемещаться.

Особенно красноречивым свидетельством выглядит небольшое изогнутое и с покатыми берегами замерзшее озеро к северу от обширной Равнины Спутника. «В прошлом на Плутоне могли существовать жидкости, – сказал по этому поводу научный руководитель миссии New Horizons Алан Штерн (Alan Stern). – Мы видим то, что в любом мире выглядело бы для нас как замерзшее озеро».

Как же было возможным наличие жидкости здесь, на расстоянии нескольких миллиардов километров от Солнца, при средней температуре около –230 °С?.. Ученые считают, что дело в большом угле вращения Плутона относительно плоскости его орбиты. В ходе своего 248-летнего путешествия вокруг звезды разные области карликовой планеты получают весьма различные количества энергии, так что сезоны здесь весьма выражены. Кроме того, год на год не приходится, поскольку ось Плутона сильно прецессирует. Все это, по расчетам астрономов, создает очень сильные изменения давления ее скромной атмосферы – время от времени оно может подниматься в 20 тыс. раз выше нынешних значений. Такие пертурбации атмосферы резко влияют на происходящее на поверхности, позволяя азоту подтаивать.

Однако это случается нечасто: судя по всему, в последний раз азотные озера Плутона таяли около 800 тыс. лет назад, когда угол наклона его оси достигал 103°. Сейчас же карликовая планета находится примерно посередине между двумя климатическими экстремумами, так что наблюдать «паводки Плутона» нам удастся еще очень нескоро.