На нейтронной звезде нашли «гору»
03.04.2017

На нейтронной звезде нашли «гору»

Исследователи пришли к выводу, что на нейтронной звезде J1023+0038 может существовать выпуклость, высота которой достигает нескольких километров. Отрытие позволит больше узнать о природе этих загадочны объектов.

Изучая нейтронную звезду J1023+0038, расположенную от нас на удалении примерно 4 тыс. световых лет, ученые обнаружили непонятную особенность. Дальнейшие исследования показали, что причиной этого может стать выпуклость, высота которой примерно несколько километров. Детально с результатами исследования можно ознакомиться на сайте arXiv.org, а краткий обзор предоставил журнал New Scientist.

За секунду нейтронная звезда J1023+0038 совершает 600 оборотов вокруг своей оси. Потери энергии должны были привести к тому, что каждый миллиард лет частота вращения светила уменьшалась бы на 76 оборотов в секунду. Новое исследование показало, что J1023+0038 «переключается» между режимами излучения: в радио- и рентгеновском диапазонах. В последнем случае частота вращения нейтронной звезды уменьшается на 30 процентов.

Такое поведение J1023+0038 исследователи посчитали «странным» и решили найти ему объяснение. Известно, что у нейтронной звезды имеется светило-компаньон. Расчеты ученых показали, что в случае «перетекания» материи с этой звезды на J1023+0038 возможно формирование выпуклости, которая является ключом к пониманию «аномалии». Сейчас, впрочем, астрономы все еще не могут ответить на многие вопросы, связанные с данным явлением. Они полагают, что подтвердить существование «горы» можно было бы, проанализировав гравитационное излучение J1023+0038.

J1023+0038 / ©YouTube

Нейтронная звезда является космическим телом, представляющим собой один из возможных результатов эволюции светил. Плотность вещества такого объекта чрезвычайно высока. При массе, сравнимой с солнечной, типичная нейтронная звезда имеет радиус, составляющий всего лишь 10–20 км.

Ранее, напомним, ученые смоделировали падение человека на нейтронную звезду. При сближении с таким объектом тело человека достигнет скорости в треть скорости света, однако это будет лишь одним из «неудобств».