22.05.2017, 15:28
Руслан Зораб

Метод «сухой капли» расширит возможности анализа крови

Шведские ученые заявили, что такой анализ позволяет получить результаты, сопоставимые с привычными методами. При этом биоматериал может храниться десятки лет.

krov

Различные анализы крови остаются важным вспомогательным методом диагностики многих заболеваний. Сегодня для анализа требуется сравнительно большой объем крови (несколько миллилитров), при этом иногда нужны несколько образцов одновременно. Образцы хранятся в специальных контейнерах при низкой температуре. Эти условия необходимо соблюдать не только в лаборатории, где проходит анализ, но и при транспортировке крови. Сделать это не всегда легко — например, если кровь на анализ берут в экстремальной ситуации. Поэтому ученые находятся в поиске новых методов хранения образцов.

Метод dried blood spot появился в 1960-х, тогда его начали использовать для проведения скрининга младенцев на врожденные заболевания. В биобанках Швеции и Дании сохранились многие образцы, поэтому исследователи из Уппсалы смогли исследовать не только специально собранную для исследования кровь, но и пробы, взятые до 30 лет назад. При анализе современных проб использовали два образца, сухой и жидкий.

Ученые заявили, что им удалось с высокой точностью измерить содержание 92 различных протеинов в образцах. При поиске необходимых для ПЦР-анализа последовательностей использовали метод proximity extension assays (PEA).

Разнообразие протеинов в различных образцах, Molecular & Cellular Proteomics

Исследователи отмечают, что анализ сухой крови предоставляет гораздо больше возможностей, чем считалось ранее. Ученые нашли лишь единицы протеинов, которые можно обнаружить только в жидких образцах. Сухие образцы удобнее хранить, это позволит сохранять больше биоматериалов и расширить существующие биобанки. Маломобильные пациенты смогут отправлять подготовленные образцы в лабораторию по почте.

Ранее ученые заявляли о создании новых методов анализа крови, позволяющих обнаружить рак и рассеянный склероз на ранних стадиях.