Любовь на атласе — Naked Science
14.02.2014

Любовь на атласе

Вторжения и миграции, работорговля и просто любовь ? история человечества переполнена обстоятельствами, в которых прежде разделенные популяции могли встречаться ? и смешиваться. «Раскопки», проведенные учеными в геномах современных людей, позволили составить исторический атлас подобных скрещиваний.

o9RDWYqm9AQ

В исследовании, результаты которого были опубликованы вчера в журнале Science, генетики использовали статистический анализ, чтобы установить историю смешений народов и рас на протяжении последних 4 тыс. лет. Результаты эти авторы представили в виде удобного и наглядного интерактивного атласа.

Исследователи провели секвенирование ДНК, полученных у 1490 человек, представляющих собой 95 генетически отдельных популяций из разных стран мира. Их геномы сравнивались по почти 500 тыс. однонуклеотидных вариаций (снипов). При этом 80 популяций ясно продемонстрировали следы смешивания, большинство из которых ученым удалось соотнести с зафиксированными историческими событиями. Например, хроники сохранили сведения о том, что живущая в Афганистане и Пакистане народность хазарейцев происходит частично от монгольских завоевателей. Генетический анализ эту информацию подтвердил, показав, что появление характерных для монголов генов произошло у хазарейцев как раз в эпоху активного расширения Орды.

Однако следы некоторых смешиваний, обнаруженных генетиками, в письменной истории не сохранились. К примеру, ДНК проживающих в Китае монгоров несут свидетельства о скрещивании с европейцами (скорее всего, греками) около 1200 г. до н.э. Возможно, это были купцы, добравшиеся на Дальний Восток по Шелковому пути.

Другой такой пример дают калаши из Пакистана, также сохранившие гены какого-то европейского (или ближневосточного ? в данном случае точно установить это не удалось) народа, которые они получили где-то между 990 и 210 гг. до н.э. Это ? период завоеваний Александра Македонского, войска которого, как известно, добрались до самой Индии.

Уникальные статистические методы, предложенные авторами работы, могут сослужить службу историкам, позволяя «читать» геном почти так же, как прежде они читали древние манускрипты.