Левши оказались успешнее в решении сложных математических задач

Связь математических способностей и леворукости оказалась куда более нелинейной, чем считали ранее.

15 июн Наталья Пелезнева Комментариев: 0
2 274

Выбор редакции

По разным оценкам, к леворукости склонны от 8 до 12% людей. Это число регулярно меняется. Исследование, проведенное в середине 1970-х, показало: среди мужчин и женщин в возрасте 15–24 лет левшами называли себя 11%. В то же время среди людей 55–64 лет об этом заявили только 3%.

Это соотношение вызвано скорее социальными, а не биологическими причинами: массово «переучивать» детей-левшей перестали только во второй половине ХХ века.

В то же время существует представление о более высоком интеллекте левшей. Зачастую его поддерживают популярные подборки биографий леворуких знаменитостей. В них фигурирует множество ученых, включая Ньютона и Эйнштейна (впрочем, есть немало фотографий, где Эйнштейн пишет правой рукой). Но можно ли считать связь между леворукостью и высоким интеллектом доказанной?

Группа ученых из Великобритании, Италии и Нидерландов исследовала связь между предпочтением ведущей руки и математическими способностями. Этой проблеме посвящены многие работы, однако чаще всего их результаты относятся только к определенному типу математических задач или определенной группе людей. Например, участникам исследования предлагают решить только один тип уравнений.

В новой работе исследователи предложили испытуемым широкий спектр задач, требующих определенных математических навыков. Это были простые арифметические задачи (на сложение, вычитание и умножение), уравнения, задачи на поиск недостающего члена в ряду или самого большого числа в последовательности. В исследовании участвовали 2314 учащихся итальянских школ в возрасте от 6 до 17 лет. Для определения их леворукости использовали Эдинбургский опросник: школьников спрашивали, какой рукой они чаще пишут, рисуют, бросают предметы и причесываются.

Связь между леворукостью и способностью к решению задач оказалась куда более сложной, чем предполагали ученые. Левши опережали правшей в решении более сложных задач — например, связанных с математическими функциями. Особенно четко эта зависимость проявилась у мальчиков-подростков. При этом леворукость никак не влияла на способность к решению простых арифметических задач (вне зависимости от пола детей).

В среднем результаты оказались хуже у детей, которые в быту пользуются исключительно правой рукой. Левши или те, кто время от времени делает часть бытовых действий левой рукой, справлялись с задачами в среднем лучше.

По словам авторов работы, зависимость оказалась куда более нелинейной и сложной, чем считалось. Требуются более развернутые исследования этой связи.

Статья об исследовании опубликована в журнале Frontiers in Psychology.

Ранее группа биологов и психологов предположила, что в формировании предпочтения правой или левой руки могут участвовать нейроны спинного мозга.

2 274