Ледяной вулкан на Плутоне оказался одним из самых больших в Солнечной системе — Naked Science

Ледяной вулкан на Плутоне оказался одним из самых больших в Солнечной системе

Марсианская гора Олимп – самый большой вулкан Солнечной системы – достигает 624 км в диаметре и 25 км в высоту. Плутонианская гора Райт, названная в честь пионеров авиации братьев Уилбура и Орвилла Райт, не столь велика: диаметр ее достигает 150 км, а высота – 4 км. Но она может оказаться самым большим вулканом в дальних областях Солнечной системы.

01142016_wrightmonsvolcano_context

Снимок сделан космическим зондом New Horizons еще 14 июля 2015 года во время пролета близ карликовой планеты, когда бортовая камера LORRI сфотографировала Плутон с расстояния около 48 тыс. км с разрешением до 450 м на пиксель. Дополнительные данные предоставил снимок мультиспектральной камеры MVIC, сделанный с дистанции около 34 тыс. км.

Находящийся на огромном расстоянии от Земли аппарат New Horizons вынужден передавать собранные данные постепенно, небольшими порциями. Еще какое-то время занимает их обработка и анализ. И хотя его эпохальные пролеты около Плутона состоялись много месяцев назад, астрономы продолжают регулярно получать новую информацию об этом «дальнем форпосте» Солнечной системы.

Так, на снимках LORRI и MVIC у горы Райт удалось рассмотреть структуры, характерные именно для вулканов – речь, разумеется, идет не о тех огненных горах, к которым мы привыкли на Земле, а о криовулканах, медленно извергающих потоки льда вперемежку с замерзшими породами. Например, малое количество ударных кратеров в окрестностях горы Райт говорит о том, что местность эта по геологическим меркам довольно молодая и сформировалась не раньше нескольких миллионов лет назад (возможно, именно в результате активности вулкана). Имеются и другие сходства горы с известными криовулканами на Плутоне.

«Пока что мы не можем во всеуслышание твердо сказать, что нашли на Плутоне именно вулканы, – говорит планетолог из NASA Джефф Мур (Jeff Moore). – Но они выглядят очень подозрительно, и мы изучаем их очень внимательно». Интересно, что если подозрения о наличии на карликовой планете криовулканизма подтвердятся, перед учеными встанет новый вопрос: откуда Плутон берет внутреннюю энергию, необходимую для подпитки этих процессов? Он слишком мал для того, чтобы недра его сохраняли тепло, к тому же в окрестностях нет планет-гигантов, которые могли бы подогревать его за счет действия приливных сил.

Военно-воздушные силы США представили очередное видение того, каким может быть перспективный истребитель шестого поколения, создаваемый по программе Next Generation Air Dominance.