Кровяное давление оказалось больше связано с геномом — Naked Science
12.09.2016
Редакция Naked Science

Кровяное давление оказалось больше связано с геномом

Международная группа ученых обнаружила, что в регуляции кровяного давления участвует вдвое больше участков генома человека, чем предполагалось ранее. Результаты исследования опубликованы в Nature Genetics.

photo_2016-09-12_22-34-06

Кровяное давление — уровень давления, которое кровь оказывает на стенки кровеносных сосудов. Под кровяным давлением чаще подразумевается артериальное (АД), но это также внутрисердечное, венозоное и другие виды давления. Стойкое повышение АД может быть симптомом различных заболеваний, например гипертонии. При этом считается, что в половине случаев рост показателя связан с образом жизни, в частности с несбалансированной диетой или курением.

Для анализа генетических факторов, влияющих на кровяное давление, была организована серия международных исследований. Участие в них приняли специалисты из 265 научных организаций. В одном из них команда из Университета Джона Хопкинса изучила образцы крови более чем 342 тысяч европейцев и представителей других рас. Процедура проводилась на биочипах и была рассчитана на параллельный анализ 200 тысяч геномных участков.

В результате ученые обнаружили 66 участков, обладающих статистически значимой корреляцией с уровнем АД. В другой работе исследователям удалось выделить 31 новый и подтвердить 39 известных участков генома, связанных с кровяным давлением. В этом случае обследование затронуло порядка 327 тысяч добровольцев. При этом авторы указывают на трудности, которые по-прежнему не позволяют достоверно объяснить изменчивость показателя у различных людей.

«Даже с учетом всех описанных вариантов мы можем прояснить только 2–3 процента вариативности АД», — сообщил доктор Георг Эхрет, добавив, что профилей давления существуют «сотни и тысячи».

Примечательным выводом исследований стало утверждение о причастности к регуляции кровяного давления кровеносных сосудов. Так, многие из обнаруженных участков генома оказались связаны с эндотелием — слоем клеток, выстилающим их внутреннюю поверхность. По словам Эхрета, как врач он скорее предположил бы, что в формировании давления задействованы почки и надпочечники. Но, вероятно, гипертонию могут вызывать сами кровеносные сосуды, отметил ученый.