Разные показатели артериального давления в обеих руках связали с повышенным риском смертности — Naked Science
21.12.2020

Международная группа ученых показала, что разница в показателях систолического давления в левой и правой руке связана с повышенным риском сердечного приступа, инсульта — и в итоге летального исхода.

Разные показатели артериального давления в обеих руках связали с повышенным риском смертности / ©Getty images

Исследование опубликовано в журнале Hypertension. Известно, что разница в показателях артериального давления между руками у человека связана с ухудшением здоровья. Но насколько и как именно, ученые не знали. Хотя о связи между сердечно-сосудистыми заболеваниями и разнице в показателях давления медикам известно, как правило, рекомендацию о таких измерениях они игнорируют.

Оно и понятно, ведь знания об этом довольно туманны. Пробел восполнила международная команда специалистов, которые провели метаанализ 24 глобальных исследований на эту тему, собрав воедино данные о здоровье почти 53 827 человек из разных стран Европы, Африки, Азии, а также США. Ученые анализировали показатели в разнице артериального давления в обеих руках у каждого участника и количество смертей, сердечных приступов и инсультов, произошедших среди них более чем за 10 лет.

Ученые выяснили, что чем значительнее разница в показателях давления между руками, тем выше риск развития инсульта, сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и смерти от них. Они пришли к выводу, что различие в один миллиметр ртутного столба на один процент увеличивает вероятность развития ССЗ, инсульта и летального исхода.

До этого считалось, что пороговая разница между показателями давления в левой и правой руке составляет 15 миллиметров ртутного столба. Это исследование показало, что верхней границей нормы нужно считать разницу в 10 миллиметров ртутного столба.

Такие показатели могут указывать на сужение и жесткость артерий, что отражается на кровотоке. Как считают исследователи, их выводы будут полезны для практического применения в медицине и их необходимо внедрить во врачебную практику.

Космическая сказка-эпопея «Звездные войны» после своего появления более 40 лет назад стала не только уникальным культурным феноменом, но и любопытным пророчеством в области астрономии. Только в начале XXI века ученые нашли несколько экзопланет, находящихся в системах двойных звезд, совсем как Татуин, где родился Энакин Скайуокер. Правда, до недавнего времени механизм возникновения таких массивных объектов оставался загадкой — ведь одно из светил должно было буквально разбрасывать вещество протопланетного диска, не давая планетезималям в нем формироваться.