Инфаркт оказался «профессиональной болезнью» астронавтов Apollo — Naked Science
29.07.2016

Инфаркт оказался «профессиональной болезнью» астронавтов Apollo

Участники пилотируемых миссий к Луне оказались в группе риска по сердечно-сосудистым заболеваниям. Инфаркт и другие опасные проблемы у них регистрировались в несколько раз чаще, чем у «обычных» космонавтов, не покидавших земную орбиту.

1394402484-b5972b071833c9b331c445339c308527

И мы, которые никогда не летали выше магистральных авиалиний, и космонавты, работающие на МКС, всю свою жизнь проводим в пределах глобального магнитного поля Земли. Его влияние простирается далеко за пределы атмосферы, отклоняя львиную долю космической радиации – высокоэнергетических частиц, прилетающих к нам из-за пределов Солнечной системы, а также от самых активных процессов, происходящих на Солнце.

Границы магнитосферы пока что покидали лишь 24 человека за всю историю – участники девяти лунных экспедиций Apollo, состоявшихся в 1968–1972 гг. Из них восемь к настоящему времени скончались, однако авторы статьи, опубликованной в журнале Scientific Reports, анализировали лишь семь первых смертей: восьмой умер уже впоследствии. И 43% этих смертей оказались связаны с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Майкл Делп (Michael Delp) и его коллеги из Университета штата Флорида и NASA отмечают, что эта цифра в 4–5 раз выше, чем у астронавтов, побывавших на околоземной орбите (11%), и почти вдвое выше среднего по населению уровня в 27% (данные по США). У нелетавших астронавтов она и вовсе составила 9%. Ученые предположили, что причиной тому могут служить частицы космической радиации. А чтобы проверить это, были проведены лабораторные эксперименты.

Мышей содержали в виварии на протяжении полугода на нормальном и достаточном рационе, но под облучением, которое имитировало уровень космической радиации, полученный астронавтами в кораблях Apollo. Для мышей другой группы имитировали условия невесомости, используя одобренный NASA метод Мори – Холтона (Morey-Holton), с разгрузкой пояса задних подвешиванием за основание хвоста. В третьей группе использовали и радиацию, и «невесомость».

Полгода для мышей – четверть жизни, и к концу этого периода у тех из них, что подвергались действию радиации, действительно, появились проблемы с сердечно-сосудистой системой. Ученые продемонстрировали, что они связаны с повреждением сигнальных путей и нарушением регуляции тонуса эндотелия – клеток, которые выстилают внутреннюю поверхность сосудов и во многом обеспечивают их работу.