31.10.2016
Редакция Naked Science

Идентифицированы области мозга, связанные с реакцией на плацебо

Пациенты, которые хорошо реагируют на плацебо-терапию, отличаются повышенной активностью нейронов средней лобной извилины в правом полушарии мозга.

©Wikipedia / Автор: Иван Беляев

Эффект плацебо известен каждому, его сила продемонстрирована и практикующими врачами, и в строгих условиях лабораторных экспериментов, однако биологические основы этого явления плохо понятны, что лишний раз подчеркивает, как мало мы знаем о работе собственного мозга. Исследовали его и американские ученые из группы Марвана Балики (Marwan Baliki), используя плацебо для лечения хронических болей у более чем полусотни пациентов с артритом коленных суставов.

Авторы исследовали активность мозга своих подопытных с помощью томографии и сравнили эти данные с реакцией, которую те демонстрировали в ответ на применение двухнедельного курса плацебо-терапии с использованием слепого и двойного слепого метода тестирования. В статье, опубликованной журналом PLOS Biology, ученые сообщают, что люди, хорошо отвечавшие на применение плацебо, еще до этой процедуры демонстрировали повышенную связность и активность нейронов правой средней лобной извилины коры больших полушарий.

Области повышенной активности у людей, отвечавших на плацебо, и нет; справа показана разница между активностью различных регионов: оранжево-красным выделяется правая средняя лобная извилина / ©Pascal Tetreault et al., 2016

По словам ученых, эта активность позволяет с достаточной достоверностью заранее предсказать будущую реакцию пациента на применение плацебо и определиться, следует ли назначать ему такое необычное лечение или оно окажется лишь напрасной потерей времени. Самим исследователям это удавалось сделать с 95-процентной точностью. «Этот метод поможет врачам увидеть области мозга, которые активируются у каждого конкретного пациента при переживании хронической боли, и выбрать средство, которое воздействует именно на эту область», – замечает один из авторов работы, профессор Северо-Западного Университета Ванья Апкарян (Vania Apkarian).