11.08.2016
sergey oglodkov

Гренландская акула побила рекорд долгожительства позвоночных

Гренландские полярные акулы способны жить более 400 лет, период половозрелости у самок наступает на 156 году жизни. К такому выводу пришли физиологи из Копенгагенского университета.

mid_239814
/ Автор: Артем Фомин

Гренландская, или малоголовая, акула (Somniosus microcephalus) — вид рода полярных акул семейства сомниозовых. В 1930-е годы морские биологи предположили, что возраст этих животных может достигать 400 лет — такой вывод был сделан по темпам роста тела: около одного сантиметра в год. При этом длина взрослых особей составляет 5–7 метров.

В новом исследовании ученые попытались уточнить продолжительность жизни арктических акул. Для этого использовалась часть позвоночника акулы, обитавшей в акватории Гренландии в Северной Атлантике. Изучение фиброзных колец оказалось неэффективным и авторы применили радиоуглеродный анализ. В качестве образцов выступали хрусталики глаз гренландских акул, пойманных в регионе ранее.

Радиоуглеродный анализ был направлен на выявление в организме животных углерода-14 — радиоактивного нуклида, который сохранился в водной экосистеме после двух испытаний атомной бомбы — в середине 1950-х и начале 1960-х годов. Согласно гипотезе, более высокая и более низкая концентрация изотопа в интертных тканях, таких как хрусталик, указывала на ориентировочный возраст акул.

Отправной точкой послужил вывод о том, что две из обследуемых акул длиной менее 2,2 метра родились после 1960-х годов, одна — около 1963 года. На основании этого исследователи построили кривую роста для определения возраста других особей в зависимости от длины тела. Наиболее возрастной из них, по подсчетам ученых, на момент смерти было порядка 392 лет плюс-минус 120 лет. Беременные акулы имели среднюю длину тела в четыре метра — не менее 150 лет.

По мнению авторов, такому показателю долгожительства может способствовать, в том числе, низкая температура воды, в которой обитают арктические акулы. Подобные условия позволяют замедлить их рост и биохимические процессы тела. Кроме того, ранние исследования показали, что холод способен активировать «антивозрастные» гены, стимулирующие сворачивание белков для утилизации молекул, которые повреждают ДНК, и лучше бороться с инфекциями.

Прежде самым старым позвоночным на планете считался гренландский кит, максимальный зарегистрированный возраст которого составил 211 лет. В июле ученые из Национального института старения составили рейтинг долгожителей животного мира, лидером которого стала глубоководная губка Monorhaphis Chini — на сегодняшний день ее возраст оценивается в 11 тысяч лет.