19.10.2017
Редакция Naked Science
1 059

Гравитационную аномалию в Индийском океане объяснили влиянием Африки

Минимальный уровень гравитации можно ощутить в океане близ Шри-Ланки: эта аномалия известна давно, но объяснить ее удалось только теперь, влиянием африканской мантийной провинции и быстро убегающего от нее Индийского субконтинента.

indian0

На снимках из космоса наша Земля выглядит почти идеально круглой, однако многое скрадывает вода, покрывающая большую часть ее поверхности. На деле планета полна неровностей, горных хребтов и глубоких впадин, покрыта где толстыми континентальными тектоническими плитами, а где – намного более тонкими океаническими.

Все это создает неравномерность распределения массы в литосфере Земли, и если бы она была покрыта водой, не вращалась, если б в океане не было ни течений, ни волн, то толщина водного слоя в разных областях была бы различной, причем максимальная разница между самыми высокими и низкими участками приближалась бы к 200 м. Этот условный «уровень моря» образует форму геоида, который дает более точное представление о форме нашей планеты, нежели идеальная сфера, видимая с околоземной орбиты.

Одной из самых заметных деталей при этом окажется Понижение геоида в Индийском океане (Indian Ocean Geoid Low, IOGL), с его глубочайшей точкой на уровне –106 м, расположенной к югу от Шри-Ланки. Объяснение дефицита массы, который создает эту аномалию, остается одной из самых интересных проблем современной геофизики. Однако теперь она, кажется, решена – усилиями Атри Гоша (Attreyee Ghosh) и его коллег из Индийского института наук в Бангалоре, а также из Германии. Статью ученых публикует журнал Geophysical Research Letters, коротко об их работе рассказывает сообщение Американского геофизического союза (AGU).

Карта поверхности геоида / ©ESA

Геофизики смоделировали конвективные потоки земной мантии – мощных течений, в ходе которых более горячий и легкий материал поднимается к поверхности, а плотный и холодный опускается вниз. Аномалию IOGL при этом удалось связать с избытком менее плотного и легкого вещества. Но откуда возникает он сам? Как правило, такие участки связывают с действием мантийных плюмов, поднимающихся вверх горячих потоков. Однако полевые наблюдения не находят поблизости ничего подходящего.

С другой стороны, чуть дальше к западу расположен Африканский суперплюм. Ученые показали, что Индия, довольно быстро удаляясь от Африки, направляет часть мантийных потоков от этой обширнейшей провинции на восток. Они доходят как раз до центра аномалии в Индийском океане; похоже, что загадка крупнейшей гравитационной аномалии решена.