Городские птицы научились использовать окурки для борьбы с паразитами

Городские птицы научились использовать окурки для борьбы с паразитами

Мексиканские ученые показали, что чем сильнее угроза заражения гнезда клещами, тем активнее птицы наполняют его сигаретными окурками, изгоняя паразитов токсинами.

eggs

Константино Масияс Гарсия (Constantino Macías Garcia) и его коллеги из Национального автономного университета Мексики исследовали поведение широко распространенных в Северной Америке городских птиц – мексиканских чечевиц Carpodacus mexicanus, во многом похожих на наших воробьев. Сообщения о том, что они могут использовать антипаразитные свойства никотина в табаке для защиты гнезд, звучали и раньше. Чтобы проверить это, ученые поставили эксперимент.

Авторы наблюдали за 32 гнездами чечевиц, и в каждом на следующий после появления яиц день заменяли естественную, собранную птицами, подстилку на искусственную, не содержавшую никаких паразитов. Однако затем в 10 гнезд вносились настоящие живые клещи, еще в 10 – мертвые, а оставшиеся 12 сохранялись чистыми. В статье, опубликованной Journal of Avian Biology, Гарсия и его коллеги пишут, что при наличии клещей в гнезде вскоре появлялись «размочаленные» сигаретные фильтры, которые птицы приносили с улиц. Общий вес окурков, которые приносили домой обладатели зараженных клещами гнезд, был на 40 процентов больше, чем в гнездах с мертвыми клещами.

Все это позволяет ученым предположить, что птицы используют сигаретные фильтры именно для борьбы с эктопаразитами, способными повреждать перья и питаться кровью. Находят и собирают их самки, скорее всего, полагаясь на обоняние. Впрочем, вредная привычка остается вредной. Никотин и другие вещества, содержащиеся в окурках, ядовиты для птиц, однако возможность избавиться от паразитов, видимо, важнее не столь быстрых токсичных эффектов.