Гибель цивилизации майя объяснили засухой

Гибель цивилизации майя объяснили засухой

Ученые оценили интенсивность засухи, накрывшей Центральную Америку около 900 г., подтвердив, что она легко могла погубить великую цивилизацию майя.

maya0

Дикие джунгли современной Центральной Америки некогда были домом развитой цивилизации, знавшей письменность и математику, астрономию, календарь и архитектуру. К моменту появления на континенте европейцев майя уже были в глубоком упадке. Это произошло из-за таинственной катастрофы, которая, начиная с 900 г. н.э., привела к быстрому сокращению населения и опустению целых городов, которые быстро отвоевали леса.

Причины этому неизвестны, и ученые выдвинули десятки версий, включая эпидемию трипаносомоза, завоевание тольтеками и перерасход местных ресурсов, который привел к истощению источников воды и плодородных земель. Многие гипотезы основываются на реальных находках – например, на данных о сильной засухе, которая накрыла Юкатан между 800 и 1000 гг. и могла привести к коллапсу сельского хозяйства. Новая работа, опубликованная журналом Science, подтверждает эту версию.

Американские и британские ученые исследовали отложения гипса и содержание изотопов кислорода в осадочных породах на дне лагуны Чичанканаб на Юкатане. Эти маркеры служат для определения количества осадков: более тяжелые изотопы испаряются слегка медленнее, и рост их количества свидетельствует о засухе; сходно и гипс образуется при пересыхании насыщенных солями серы озер.

В эпоху катастрофы древнего царства майя лагуна находилась в самом сердце их цивилизации – и, судя по этим маркерам засухи, жестокая засуха царила здесь около 800 г., а затем и около 950 г. Уровень осадков сокращался вдвое, а в пиковые периоды – до 70 процентов. Великая цивилизация майя, опиравшаяся на развитое сельскохозяйственное производство и сложную систему ирригации, оказалась в глубоком упадке.

Рост населения майя был обеспечен выращиванием кукурузы, бобов и тыквы, в благоприятный климатический период, а затем – и при поддержке развитых техник ирригации и сельского хозяйства. Однако напора долгой засухи система не выдержала, и население упало на 90 процентов. Выжившие не могли больше поддерживать развитую инфраструктуру и растворились в джунглях, и природа захватила города и дороги.

По словам осведомленного источника, российские инженеры начали проработку облика экспортной версии основного боевого танка Т-14. Согласно неподтвержденным данным, машина уже имеет экспортный паспорт.