Закрыть10

Гибель цивилизации майя объяснили засухой

Ученые оценили интенсивность засухи, накрывшей Центральную Америку около 900 г., подтвердив, что она легко могла погубить великую цивилизацию майя.

3 авг 2018 Руслан Зораб Комментариев: 0

Дикие джунгли современной Центральной Америки некогда были домом развитой цивилизации, знавшей письменность и математику, астрономию, календарь и архитектуру. К моменту появления на континенте европейцев майя уже были в глубоком упадке. Это произошло из-за таинственной катастрофы, которая, начиная с 900 г. н.э., привела к быстрому сокращению населения и опустению целых городов, которые быстро отвоевали леса.

Причины этому неизвестны, и ученые выдвинули десятки версий, включая эпидемию трипаносомоза, завоевание тольтеками и перерасход местных ресурсов, который привел к истощению источников воды и плодородных земель. Многие гипотезы основываются на реальных находках – например, на данных о сильной засухе, которая накрыла Юкатан между 800 и 1000 гг. и могла привести к коллапсу сельского хозяйства. Новая работа, опубликованная журналом Science, подтверждает эту версию.

Американские и британские ученые исследовали отложения гипса и содержание изотопов кислорода в осадочных породах на дне лагуны Чичанканаб на Юкатане. Эти маркеры служат для определения количества осадков: более тяжелые изотопы испаряются слегка медленнее, и рост их количества свидетельствует о засухе; сходно и гипс образуется при пересыхании насыщенных солями серы озер.

В эпоху катастрофы древнего царства майя лагуна находилась в самом сердце их цивилизации – и, судя по этим маркерам засухи, жестокая засуха царила здесь около 800 г., а затем и около 950 г. Уровень осадков сокращался вдвое, а в пиковые периоды – до 70 процентов. Великая цивилизация майя, опиравшаяся на развитое сельскохозяйственное производство и сложную систему ирригации, оказалась в глубоком упадке.

Рост населения майя был обеспечен выращиванием кукурузы, бобов и тыквы, в благоприятный климатический период, а затем – и при поддержке развитых техник ирригации и сельского хозяйства. Однако напора долгой засухи система не выдержала, и население упало на 90 процентов. Выжившие не могли больше поддерживать развитую инфраструктуру и растворились в джунглях, и природа захватила города и дороги.

Проще отправить туда пуканы масконенавистников. Пусть...