Геймеры переиграли биохимиков в фолдинг гипотетического белка

Биохимики из Мичиганского университета экспериментально подтвердили эффективность привлечения гражданских ученых к головоломке Foldit в рамках анализа карт электронной плотности белков. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communication.

Foldit — онлайн-головоломка, разработанная в 2008 году. Ее целью является поиск трехмерной структуры определенного белка с минимальным уровнем свободной энергии. В ходе игры пользователи манипулируют молекулой, получая баллы за достижения, например за образование новых водородных связей. Foldit рассчитана на широкую аудиторию, и большинство лучших игроков в нее не имеют биохимического образования. Отдельные шаги впоследствии анализируются учеными, что помогает в решении реальных научных задач.

В новом исследовании ученые предложили пользователям проанализировать гипотетический белок YPL067C. Участие в эксперименте приняли 469 игроков без профильного образования. Их результаты сопоставлялись с показателями 61 студента-старшекурсника Департамента биохимии и молекулярной биологии, двух действующих кристаллографов, а также двух компьютерных алгоритмов. Студенты и специалисты работали независимо друг от друга, что соответствует научной практике, тогда как рядовые игроки действовали в сотрудничестве.

По итогам эксперимента рядовые пользователи были признаны победителями. Их варианты фолдинга позволили авторам обнаружить прежде неизвестное семейство гистидиновой триады белков, предположительно, участвующих в снижении бета-амилоидной токсичности. В частности, ученые не исключают, что указанное семейство белков может быть связано с предотвращением образования зубного камня, а также болезни Альцгеймера. В последнем случае деятельность белков направлена на борьбу с формированием амилоидных бляшек.

Как сообщили исследователи, следующим шагом станет включение наиболее удачных манипуляций и рекомендаций пользователей в код самой головоломки. Кроме того, Foldit планируется интегрировать в процесс обучения студентов-биохимиков в Мичиганском университете. Ожидается, что игровой формат повысит эффективность образовательного процесса.

Аватар пользователя Николай Кравцов
ИМХО, проблема высосана из пальца. Если Атлас 5...
Аватар пользователя Тимур Гайсин
И аналогия с SSJ-100, по-моему, вполне оправдана. Лет...
Аватар пользователя Тимур Гайсин
По-моему грамотная и взвешенная статья. Автору спасибо.