02.02.2018
Редакция Naked Science

Галактики-спутники заставили ученых усомниться в теории о темной материи

Астрономы нашли у соседней галактики несколько карликовых галактик-спутников, которые вращаются вокруг нее в одной плоскости, как планеты вокруг звезды. Согласно современной теории такие системы должны быть редкостью, но они, по-видимому, встречаются часто.

centaurus-a-eso

Большинство планет вращается вокруг звезд, звезды в большинстве своем вращаются приблизительно в одной плоскости вокруг ядра галактики. До сих пор считалось, что для галактик такое вращение – невероятная редкость, но галактика Центавр A и ее спутники – карликовые галактики – опровергают это представление.

Линзовидная галактика Центавр А – одна из ближайших к Млечному Пути и находится всего в 14 млн. световых лет от нас, однако не входит в Локальную группу галактик, куда входят Магеллановы Облака, Туманность Андромеды и спиральная галактика в созвездии Треугольника. У галактики Центавр А есть активное ядро, испускающее в межгалактическое пространство джеты, вещество которых движется на релятивистских скоростях. А еще у нее есть несколько карликовых галактик-спутников, которые вращаются в одной плоскости вокруг центра галактики Центавр А, выяснили авторы работы, опубликованной сегодня в Science.

У Млечного Пути и галактики Андромеды тоже есть такие галактические спутники, однако симуляции, построенные на современной модели Лямбда-CDM, показывают, что существование таких галактических систем почти невероятная редкость. Согласно модели, карликовые галактики должны двигаться хаотично во всех возможных направлениях относительно центров больших галактик. Центавр А – первая галактика за пределами Локальной группы, у которой обнаружили систему карликовых галактик, и это заставляет ученых сомневаться в том, что модель Лямбда-CDM верна.

Модель Лямбда-CDM основывается в том числе на предположении о существовании темной материи. Согласно моделям, созданным на ее основе, галактические системы, такие как у галактики Андромеды и нашей, – большое исключение из общего хаоса. То, что ближайшая к нам галактика, не являющаяся частью Локальной группы, оказалась точно такой же системой, означает, что нам нужно пересмотреть теорию, считает Гельмут Йерен (Helmut Jerjen), астрофизик из Австралийской национальной школы астрономии и астрофизики.

Галактические системы отличаются от планетных. В последних планеты вращаются в той же плоскости, что и звезда. Плоскость вращения карликовых галактик, напротив, перпендикулярна плоскости вращения центральной галактики, вокруг магнитных полюсов черной дыры, предположительно находящейся в активном ядре.