04.07.2016
Редакция Naked Science

Фолликулярным Т-хелперам человека подобрали «белок-предводитель»

Ученые из Института аллергии и иммунологии в Ла-Хойя (США) обнаружили белок из группы цитокинов, который играет определяющую роль в созревании фолликулярных Т-хелперов иммунной системы — Tfh-клеток. Об этом пишет Nature Immunology.

t-cell-art
©Wikipedia / Автор: Татьяна Соловьёва

Tfh-клетки представляют собой субпопуляцию Т-хелперов, которые помогают B-клеткам иммунитета производить антитела и нейтрализовать патогены. Ожидается, что манипуляции с Tfh-клетками позволят стимулировать иммунный ответ более высокого качества — на этом основана работа вакцин. В ранних исследованиях ученым удалось выявить факторы дифференцировки этой субпопуляции у мышей, однако механизм не мог быть воспроизведен у человека.

В рамках нового эксперимента исследователи проанализировали библиотеку из 2 тысяч «человеческих» белков, связанных с созреванием Tfh-клеток, с помощью скрининга высокой производительности. Наиболее оптимальным кандидатом на роль ведущего в этом процессе стал секретируемый белок активин А. Тесты показали, что при наличии незрелых Tfh-клеток активин А включает экспрессию генов, кодирующих рецепторы и иные факторы, характерные для зрелых клеток. При этом белок локализовался в лимфоидной ткани миндалевидной железы, где Tfh-клетки дифференцировались в непосредственной близости к B-клеткам — косвенно это указывало на то, что активин А продуцировался в «правильном месте».

Дальнейшие исследования подтвердили, что стимуляция активина А сопровождалась созреванием фолликулярных Т-хелперов у приматов, но не у грызунов. Кроме того, эффективность активина А зависела от того, задействуются ли нижестоящие ДНК-связывающие белки SMAD2/3. Так, ввод препарата Galunisertib, который глушит SMAD2, сделал клетки нечувствительными к сигналам активина А. Таким образом, удалось обнаружить, что лекарство, потенциально способное блокировать Т-хелперы и сохранять Tfh-клетки в незрелом состоянии, уже существует.

«Многие аутоиммунные заболевания предполагают избыточное образование Tfh-клеток, что может провоцировать выработку аутореактивных антител. По крайней мере в двух случаях — при ревматоидном артрите и системной красной волчанке — уровень активина А в крови выше нормы, что наводит на мысль о том, что при этих заболеваниях белок участвует в нарушении дифференцировки Tfh-клеток», — сообщила доктор Микела Лоцци.

В ближайшее время ученые намерены работать над созданием методики направленного роста фолликулярных Т-хелперов. Предполагается, что это поможет добиться более интенсивного ответа B-клеток при обнаружении инфекции, а также воспроизвести клетки с длительной памятью для фиксации и поддержания необходимого уровня Tfh-клеток в организме.