23.11.2015
Редакция Naked Science

«Феномен гидры» может помочь в лечении болезней Альцгеймера и Паркинсона

Швейцарские ученые выяснили, что пресноводный полип гидра способен выжить, даже полностью оставшись без нейронов. При потере нейронов гидра в состоянии целиком модифицировать свою генетическую программу. Исследователи надеются, что это открытие поможет в лечении нейродегенеративных заболеваний, например болезней Альцгеймера и Паркинсона.

Высокую способность к регенерации у пресноводного полипа гидры обнаружил более 250 лет назад швейцарский натуралист Авраам Трамбле. Разрезав гидру на несколько частей, Трамбле увидел, что из каждой части, независимо от направления разреза и его величины, вырастает по одному новому полипу.

Как сообщает портал EurekAlert, группа исследователей под руководством профессора кафедры медицинской генетики и развития медицинского факультета Университета Женевы (Швейцария) Бриджит Галлиот изучала функционирование стволовых клеток и клеточную пластичность полипа. В ходе исследования они выяснили, что даже если все нейроны у гидры исчезают, она способна выжить. «Мы хотели понять, как это возможно», – говорит профессор Бриджит Галлиот. Ученые сравнили экспрессию генов по всему телу полипа. В итоге они смогли наблюдать изменение генетической программы особей с истощенными стволовыми клетками. Исследователи выяснили, что при потере нейронов гидра в состоянии полностью модифицировать свою генетическую программу, в результате чего эпителиальные клетки начинают выполнять непривычные для них функции, компенсируя отсутствие нервной системы.

Ученые надеются, что изучение клеточной пластичности гидры может помочь в лечении нейродегенеративных заболеваний, например, болезней Альцгеймера и Паркинсона. Они полагают, что смогут использовать гены, которые отвечают у гидры за нейрогенез, для того чтобы научиться возрождать погибшие нейроны у человека. Добавим, что несколько лет назад ученые из Германии обнаружили у гидр «ген бессмертия» – ген FохO.

Специалисты изолировали стволовые клетки гидры, а затем провели скрининг всех ее генов. Исследователи рассмотрели несколько модификаций гидры с различными уровнями генов FoxO – нормальным, неактивным и повышенным. Когда они сравнивали активность генов в разных линиях стволовых клеток гидр, то обнаружили, что во всех трех линиях сильно активен ген FoxO. Получается, что ген FoxO важен для поддержания стволовых клеток в активном здоровом виде у всех животных. По словам ученых, теоретически существует возможность менять активность генов с помощью лекарственных препаратов. FoxO – это транскрипционный фактор, который регулирует активность других генов, и если найти химическое вещество, которое может влиять на активность самого FoxO, то можно будет поддерживать активность стволовых клеток на высоком уровне и таким образом продлевать жизнь людям или улучшать состояние пожилых людей.