Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Дядя Сэм против: почему США до сих пор используют российские ракетные двигатели
Вопреки распространенному мнению, никакой «тотальной» зависимости Соединенных Штатов от отечественных ракетных двигателей РД-180 нет. При этом американцы могут использовать российские изделия вплоть до середины 2020-х, когда начнут применять BE-4 или AR1 — его аналоги.
История эксплуатации
Поставки США ракетных двигателей РД-180 стали притчей во языцех. В самой России творение НПО «Энергомаш» даже является в каком-то смысле символом «отсталости США и превосходства РФ». В Америке применение РД-180 тоже наделало немало шуму. Связано это, прежде всего, с ухудшением отношений между странами и позицией «ястребов» — политиков, традиционно яро отстаивающих американские национальные интересы.
Масла в огонь недавно подлило издание The Wall Street Journal, заявив, что российские «движки» военные США хотят применять минимум до 2024 года. А в этом году американская United Launch Alliance (совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, производящее ракету Atlas 5) получит от «Энергомаша» солидную партию в более чем 30 двигателей РД-180.
Так что же собой представляет яблоко раздора? РД-180 является двухкамерным жидкостным ракетным двигателем. Создали его в середине 90-х, но назвать его абсолютно новым, даже для того времени, нельзя. Базой для двигателя послужил советский РД-170, работы по которому стартовали еще в 70-е. Именно его использовали на ракете-носителе «Энергия» — самой мощной из всех когда-либо созданных советских ракет. Безусловно, очень удачная для своего времени конструкция дала новым версиям двигателя путевку в жизнь, и трудности 90-х не стали роковой преградой.
РД-180 начали эксплуатировать в 2000-м и продолжают это делать по сей день. При этом, вопреки распространенному мнению, полной зависимости США от этих двигателей нет. РД-180 Соединенные Штаты используют только на первой ступени тяжелой ракеты-носителя Atlas 5. На второй и третьей ступенях установлены «исконно» американские RL-10A-4-2, разработанные компанией Rocketdyne.
Активно применяемой американцами ракете Delta IV российские двигатели не нужны вовсе. Там используют американские RS-68A и RL-10B-2. Ну и, наконец, самое главное: технологический лидер ракетно-космической отрасли — компания SpaceX — использует на первой и второй ступенях ракет Falcon 9 новые жидкостные двигатели собственной разработки Merlin 1D+ и Merlin 1D+ Vacuum. Это современные высокотехнологичные изделия, которые могут прослужить США еще много десятилетий. Они, вероятно, останутся на плаву спустя много лет после отказа от РД-180 и упомянутых выше RL-10 (тоже, в общем-то, далеко не новых). РД-180 — не единственный отечественный ракетный двигатель, который проявил себя в США. На американо-украинской ракете «Антарес» одно время устанавливали лицензированные в США модификации двигателя НК-33 (AJ26-58, AJ26-62). Во время последнего запуска модернизированной версии ракеты использовали более новый РД-181.
(Не)преодолимые противоречия
И все-таки применение РД-180 на одной из главных американских ракет вызывает бурю негодования в США. Ракету Atlas 5 американцы используют в том числе для стратегических целей. Именно ее применили в четырех из пяти запусков орбитального самолета Boeing X-37 — пожалуй, самого загадочного космического аппарата наших дней. По мнению целого ряда солидных экспертов, он является ни много ни мало прообразом боевого космолета. Вывод на орбиту разведывательных и военных спутников связи тоже часто лежит на плечах Atlas 5.
При желании это можно назвать «недальновидностью руководства США». Но, скорее всего, все дело в американском прагматизме. Как это часто бывает с отечественными разработками, технологии которых появились еще в советские годы, цена РД-180, по западным меркам, относительно невысока. По состоянию на 2010 год, стоимость одного такого двигателя составляла 9 млн долларов. Сейчас точная цена неизвестна, но ряд источников называют сумму в 11–15 миллионов. В то же время ранее заявленная цена применяемого на первой ступени ракеты Delta IV жидкостного двигателя RS-68 составляла примерно 20 млн долларов.
Другая трудность уже технологического плана. Довольно непросто заменить один двигатель на другой, не внося при этом значительных переделок в конструкцию ракеты и не жертвуя ее характеристиками. Так что внезапного «порыва патриотизма» от создателей Atlas 5 ждать не следует.
Власти США, конечно, могли бы в приказном порядке запретить применение РД-180. Но не все так просто. Уже сейчас цену запусков ракеты Falcon 9 в интересах Пентагона оценивают примерно в 90 млн долларов. Это дороже коммерческих запусков ракеты, но дешевле, чем военные запуски Atlas 5. Если власти США запретят United Launch Alliance применять РД-180, то запуски Atlas 5 банально прекратятся. Это нанесет удар по United Launch Alliance — главному конкуренту SpaceX — и станет еще одним важным шагом на пути к монополизации компанией Илона Маска американского рынка ракетно-космических запусков, чего Белый дом пытается не допустить. В этом случае может пострадать национальная безопасность, не говоря уже о том, что любая монополия — это, как говорится, не есть хорошо для экономики.
Новое время — новые двигатели
Выход американцы все-таки нашли — создание новых двигателей. Сейчас United Launch Alliance активно разрабатывает ракету Vulcan — преемника Atlas 5. В сотрудничестве с Blue Origin BE-4 совместное предприятие создает и новый кислородно-метановый двигатель BE-4, который хотят применять на новой ракете. В мае 2017-го один BE-4 потеряли во время испытаний, однако, судя по всему, это не скажется на судьбе изделия. Сейчас осуществить первый запуск ракеты с использованием BE-4 планируют не ранее 2019 года.
Кроме этого, в недрах компании Aerojet Rocketdyne работают над еще одним американским двигателем будущего — AR1. Говорят, что это изделие разрабатывают не столь интенсивно, как BE-4. Однако есть у проекта AR1 и свои плюсы. Его, например, можно будет устанавливать не только на ракету Vulcan, но и на Atlas 5 вместо РД-180. Как и отечественная разработка, он является жидкостным ракетным двигателем закрытого цикла. В качестве топлива будут использовать керосин, в качестве окислителя — кислород. BE-4, как мы уже отмечали, работает на жидком метане.
В общем, выбор у американских ракетостроителей имеется. И можно быть почти полностью уверенным, что его сделают не в пользу РД-180. Есть мнение, что российские ракетные двигатели могут быть востребованы в Китае. Но это другая тема для дискуссий. Сотрудничество с Китаем далеко не всегда приносит свои «дивиденды».
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии