Древнеегипетский пигмент повысит энергоэффективность — Naked Science

Древнеегипетский пигмент повысит энергоэффективность

Цвету, созданному египтянами тысячи лет назад, нашли современное применение. Его пигмент может существенно улучшить энергоэффективность, охлаждая крыши и стены, а также собирая солнечный свет через окна.

ancientpigme1

Синий цвет, полученный египтянами из силиката меди кальция, часто использовался при создании изображений богов и знати. Прошлые исследования показали, что при абсорбции видимого света египетский синий излучает свет в ближнем инфракрасном диапазоне. Сегодня команда под руководством исследователей из Национальной лаборатории им. Лоуренса Беркли подтвердила, что флуоресценция пигмента может быть в десять раз сильнее, чем считали ранее. Исследование описано в журнале Journal of Applied Physics.

Измеряя температуру поверхностей, покрытых египетским синим и находящихся на солнце, исследователи обнаружили, что флуоресцентные синие пигменты могут излучать примерно на 100 процентов больше фотонов, чем они впитывают. Энергоэффективность процесса излучения достигает 70 процентов (инфракрасные фотоны переносят меньше энергии, чем видимые фотоны).

Это, в свою очередь, помогает понять, какие цвета наиболее эффективны для охлаждения крыш и фасадов в теплом климате. Хотя белый цвет — самый традиционный и эффективный для поддержания прохлады в здании за счет отражения солнечных лучей и уменьшения энергопотребления для кондиционирования воздуха, владельцы строений зачастую выбирают другие цвета по эстетическим причинам. Например, ярко-белая асфальтовая черепица почти никогда не используется для покрытия крыш жилых домов.

Температура нагрева египетского синего в сравнении с другими цветами на солнце / © Berkeley Lab

Исследователи из Национальной лаборатории им. Лоуренса Беркли уже показали, что флуоресцентные рубиновые пигменты могут быть эффективной заменой белому цвету. Теперь же выбор дополнил египетский синий. Ученые также обнаружили, что флуоресцентный зеленый и черный цвета можно производить с желтыми и оранжевыми дополнительными пигментами.

Помимо охладительного потенциала для зданий, флуоресценция египетского синего может быть полезна и для производства солнечной энергии. При покрытии окон этим пигментом фотоэлектрические клетки по их краям могут конвертировать флуоресцентную энергию ближнего инфракрасного диапазона в электричество.