19.07.2016
Редакция Naked Science
1 295

Диагностику «спящего» туберкулеза уточнило сочетание методик

Сочетание компьютерной (КТ) и позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) легких позволяет с высокой степенью достоверности диагностировать туберкулез до проявления первых симптомов. К такому выводу пришла международная группа исследователей из Кейптаунского университета (ЮАР) и Национального института аллергии и инфекционных заболеваний (США).

tuberculosis
©Wikipedia / Автор: Иван Беляев

Ученые провели обследование 35 ВИЧ-положительных жителей Южной Африки, которые, предположительно, имели признаки латентного туберкулеза. В качестве диагностических инструментов использовались КТ, детализация снимков которой превышает рентгеновские, и ПЭТ — методика предполагает введение в организм радиоактивной глюкозы, которая поглощается метаболически активными клетками и указывает на присутствие палочки Коха (Mycobacterium tuberculosis). Результаты показали наличие четко выраженных туберкулов (узелков) у десяти пациентов, остальные испытуемые не проявили признаков инфекции.

Затем всем участникам эксперимента назначалась терапия или профилактика противотуберкулезным препаратом изониазидом. В течение следующих недель у четырех из десяти человек с латентным туберкулезом развились симптомы заболевания, требующие полноценного лечения. Таким образом, ученым удалось выявить заболевание задолго до его проявления. Последующее сканирование позволило исследователям проследить рассасывание туберкулов под воздействием изониазида.

«Если мы можем выделить тех, кому не потребуется длительное лечение,  это открывает поистине захватывающие возможности для персонализированной медицины», — заявил инфекционист Йенс Лундгрен.

По мнению ученых, несмотря на показатели стандартных тестов, 25 пациентов, заражение которых не подтвердилось в ходе сканирования, вероятно, имели выраженные ответы гамма-интерферона на M. tuberculosis. Не исключается, что их иммунная система ликвидировала заболевание ранее.

К недостаткам сочетания КТ с ПЭТ относят высокую стоимость такой диагностики. В связи с дороговизной ее применение более целесообразно в рамках научных исследований, в частности клинических испытаний противотуберкулезных препаратов, отмечают авторы.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно от активной формы туберкулеза умирает 1,5 млн человек. Инфекция в латентном состоянии может наблюдаться у трети человечества, в 10% случаев заболевание проявляется.