06.04.2017, 15:17
Руслан Зораб

Человеческие антитела избавили макак от лихорадки Марбург

Международная группа ученых показала, что разработанный на основе человеческого моноклонального антитела MR191-N, может предотвращать смерть подопытных животных от геморрагической лихорадки Марбург.

marburg-virus

Геморрагическая лихорадка Марбург — острое вирусное заболевание, которое может проявляться в поражениях желудочно-кишечного тракта, множественных кровоизлияниях и психических расстройствах. Несмотря на высокую летальность (около 80 процентов), универсальной вакцины против этой инфекции не существует. Возбудителем лихорадки Марбург выступают схожие типы вирусов, принадлежащих к виду Marburg marburgvirus из семейства филовирусов (Filoviridae): вирусы Равн (RAVV) и Марбург (MARV). К филовирусам также относится вирус Эбола (Ebolavirus), вызывающий лихорадку со схожей симптоматикой.

Чтобы восполнить пробел, ученые повторили эксперимент, используя моноклональные антитела MR191-N и MR78-N. На первом этапе препарат вводился морским свинкам на четвертый день после инфицирования летальными дозами вирусов Равн и Марбург — прежде ни одно экспериментальное соединение не приводило к эффекту при обработке позднее трех дней после контакта с патогеном). Согласно клиническим тестам, MR78-N предотвратил гибель 60 процентов особей от MARV и 100 процентов — от RAVV. В свою очередь, препарат на основе MR191-N обеспечил подопытным животным выживаемость в 100 процентах случаев независимо от типа вируса. Животные из контрольной группы, получавшие вместо моноклональных антител плацебо, умерли не позднее десятого дня после заражения.

Клиническая картина после введения вируса Равн и антитела макакам / ©Chad E. Mire et al., Science Translational Medicine, 2017

В ходе второго этапа авторы использовали MR191-N на макаках-резусах. Введение препарата инфицированным летальными дозами вирусов Равн и Марбург обезьянам проводилось дважды: на пятый и восьмой день после начала заболевания. Результаты показали, что к седьмому-десятому дню выживаемость подопытных животных с вирусом Равн составила 100 процентов, с вирусом Марбург — 80 процентов. В дополнительной серии испытаний обезьяны получали третью инъекцию антител на четвертый день после заражения — это повысило выживаемость при MARV до 100 процентов. Смерть от вирусов Равн и Марбург в контрольной группе наступила на десятый и восьмой день соответственно.

В ближайшее время ученые намерены изучить безопасность применения антител и перейти к клиническим исследованиям. Подробности работы представлены в журнале Science Translational Medicine.

Ранее две независимые группы исследователей выяснили, что несмотря на определенные успехи в разработке вакцины вирус Эбола лучше адаптировался к заражению человеческих клеток благодаря новым мутациям.

Разработчик ПО построил операционную систему Collapse OS, которую можно запустить на компьютере, собранном из найденных на постапокалиптической свалке частей.