06.04.2017
Редакция Naked Science

Человеческие антитела избавили макак от лихорадки Марбург

Международная группа ученых показала, что разработанный на основе человеческого моноклонального антитела MR191-N, может предотвращать смерть подопытных животных от геморрагической лихорадки Марбург.

marburg-virus

Геморрагическая лихорадка Марбург — острое вирусное заболевание, которое может проявляться в поражениях желудочно-кишечного тракта, множественных кровоизлияниях и психических расстройствах. Несмотря на высокую летальность (около 80 процентов), универсальной вакцины против этой инфекции не существует. Возбудителем лихорадки Марбург выступают схожие типы вирусов, принадлежащих к виду Marburg marburgvirus из семейства филовирусов (Filoviridae): вирусы Равн (RAVV) и Марбург (MARV). К филовирусам также относится вирус Эбола (Ebolavirus), вызывающий лихорадку со схожей симптоматикой.

В 2015 году специалисты Медицинского отделения Техасского университета, Университета Вандербильта и других учреждений описали ряд препаратов на основе моноклональных антител к гликопротеину вируса Марбург, которые были выделены из образцов, полученных от успешно прошедших лечение пациентов. Эксперименты показали, что такие соединения способны предотвращать заражение мышей, обработанных летальной дозой вируса. Наиболее эффективные из антител в рамках доклинических исследований в последующем вводили макакам-резусам и морским свинкам. Примечательно, что некоторые из препаратов также были способны связываться с вирусом Эбола. Однако до сих пор авторы проверяли только профилактические, но не терапевтические, эффекты антител.

Чтобы восполнить пробел, ученые повторили эксперимент, используя моноклональные антитела MR191-N и MR78-N. На первом этапе препарат вводился морским свинкам на четвертый день после инфицирования летальными дозами вирусов Равн и Марбург — прежде ни одно экспериментальное соединение не приводило к эффекту при обработке позднее трех дней после контакта с патогеном). Согласно клиническим тестам, MR78-N предотвратил гибель 60 процентов особей от MARV и 100 процентов — от RAVV. В свою очередь, препарат на основе MR191-N обеспечил подопытным животным выживаемость в 100 процентах случаев независимо от типа вируса. Животные из контрольной группы, получавшие вместо моноклональных антител плацебо, умерли не позднее десятого дня после заражения.

Клиническая картина после введения вируса Равн и антитела макакам / ©Chad E. Mire et al., Science Translational Medicine, 2017

В ходе второго этапа авторы использовали MR191-N на макаках-резусах. Введение препарата инфицированным летальными дозами вирусов Равн и Марбург обезьянам проводилось дважды: на пятый и восьмой день после начала заболевания. Результаты показали, что к седьмому-десятому дню выживаемость подопытных животных с вирусом Равн составила 100 процентов, с вирусом Марбург — 80 процентов. В дополнительной серии испытаний обезьяны получали третью инъекцию антител на четвертый день после заражения — это повысило выживаемость при MARV до 100 процентов. Смерть от вирусов Равн и Марбург в контрольной группе наступила на десятый и восьмой день соответственно.

В ближайшее время ученые намерены изучить безопасность применения антител и перейти к клиническим исследованиям. Подробности работы представлены в журнале Science Translational Medicine.

Ранее две независимые группы исследователей выяснили, что несмотря на определенные успехи в разработке вакцины вирус Эбола лучше адаптировался к заражению человеческих клеток благодаря новым мутациям.